Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

ский Дом. Пушкина в фэнсионе мы встречаем молодым, полным сил и осу­ ществившихся надежд двадцатисемилетним гением. Жил он в это, может быть, счастливейшее для себя время, обласканный новым царем, вознесен­ ный второй волной славы, увенчанный любовью разнообразных дам - нату­ рально, на Мойке, в Демутовых номерах, модном, европейского тона, отеле. (Гоголь, явившийся к своему кумиру как-то поутру с визитом, выслушал от слуги доклад, что барин-де изволит почивать. Наверное, стихи писал всю ночь? - Куда гам, играли в карты-с!) Страсть игры, по признанию Пушкина, наисильнейшая в мире, но и работал он, как представляется, с одержимос­ тью счастливого игрока: за неполный год написаны: «Полтава» (черновики, исчерканные столь густо, слой на слой, что они выглядят, как концептуаль­ ная графика), 6-я глава «Евгения Онегина», начата седьмая. Создано также более 50 (!) лирических стихотворений, в том числе такие шедевры, как «Ан­ гел» («В дверях Эдема ангел нежный...»), «Арион» («Нас было много на челне...»), «Поэт» («Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон...») «Кастальский ключ», «Анчар», «Талисман»,.. Посвящены или адресованы жителям и гостям нашего фэнсиона: «Череп» - Антону Дельвигу; «Любимец моды легкокрылый» - Оресту Кипренскому, писавшему портрет Пушкина в Фонтанном доме; «Подруга дней моих суровых» - Арине Родионовне (на полях «Полтавы» набросал два профиля няни, умершей в доме Ольги Пуш­ киной-Павлищевой в Кузнечном переулке и отпетой во Владимирской церк­ ви). Изолины этих стихов (см. ниже) вьются поблизости от этих мест. В лирике 27-го года прослеживаются все сквозные темы фэнсиона Трапе­ ция - пути искусства и провиденциальное назначение таланта; странности любви, ее трансцендентность; смерть и бессмертие, смысл бытия. Дар напрасный, дар случайный. Жизнь, зачем ты мне дана? И зачем судьбою тайной Ты па казнь осуждена? Эти строки родились 26 мая 1828 года, в день рожденья поэта. Александр Сергеевич отпраздновал его в доме у своих родителей на Свечном переулке, 5 (адрес фэнсиона). Стихи, летя «по воздушным путям», столкнулись где-то в небе с ответом (отповедью) Филарета, митрополита Московского и Всея Руси: Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога нам дана, Не без воли Бога тайной И на казнь осуждена... «Чем ближе к небесам, тем холодней поэзия» заметил как-то Дельвиг. Впрочем, митрополитова строфа уже тем хороша, что вызвала Эхо. Пушкин отвечал Филарету стихотворным посланием «В часы забав иль праздной скуки»: 153

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz