Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

Такова была астральная месть Калиостро предавшей его женщине. Жанна, так и не сумевшая вытравить в душе безнадежную свою любовь, умерла затворницей, в Крымском захолустье. Слухи о том, что найдено ес ожерелье, до сих пор появляются. Камена фэнсиона Дочь Александра Михайловича от первого брака с Татищевой, княгиня Зинаида Волконская, известна нам по поэме Некрасова «Русские женщи­ ны», а также по стихам Пушкина, обращенным к ней: Рукою нежной держишь ты Волшебный скинстр идохнопений... Она, как и ее отец, «любила игры Аполлона». Обладая редким голосом, контральто особого тембра (как говорили «бархатного»), пела в домашних театрах аристократических домов Петербурга и Москвы, Парижа и Вены. Любимой партией княжны была Эльвира из опоры «Итальянка в Алжире». Немногие знают, что Россини специально для Волконской написал арию в «Танкреде». Будучи уже супругой Николая Волконского, брата декабриста, Зинаида провожала Марию Волконскую в Сибирь (этот сюжет вошел в по­ эму Некрасова). В Волконскую был влюблен юноша Веневитинов, на 16 лет ее моложе (история с номпеским перстнем). Женщина европейски образо­ ванная (читала Шекспира, Гейне и Данте в подлинниках, профессионально знала музыку), она и сама славно писала, переводила, даже композиторстпо­ вала. Оперу свою «Жанна д'Арк» (любопытную), по драме Шиллера, поста­ вила на вилле Белосельских в Италии. Словом, если отца ее мы называем Аполлоном нашего фэнсиона, то Зинаида вполне заслужила титул его Камены. Дворец Белосельских-Белозерских на протяжении веков являлся клас­ сическим «местом действия», где пересекались судьбы людей искусства. В магнитное поле дворца попали многие звезды. Эхо-магнит. Здесь состоялось одно из первых представлений комедии Грибоедова «Горе от ума», где присутствовал весь цвет культурного Петербурга: Лист, четырежды приезжавший в Санкт-Петербург, все четыре раза да­ вал концерты в этом дворце, знакомился здесь с музыкальной общественно­ стью города; Валентин Серов работал во дворце на Фонтанке, написал портрет одной из княжон Белозерских; владельцам дворца отдавал визиты великий князь Константин Романов, один из образованнейших людей своей эпохи, замечательный поэт К. Р. Многие его стихотворения стали текстами романсов Чайковского («Раство­ рил я окно...»); 148

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz