Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

Игнатий Потапенко, один из прототипов Тригорина из пьесы Чехова «Чайка», жил на Николаевской, 61. У него в гостях бывала Лика Мизинова, один из прототипов Нины Заречной в «Чайке»; Ольга Палем, прототип героини романа В. Пикуля «Ступай и не греши», жила в Пале-Рояле, Пушкинская, 20. P. S. Артистическими кафе и кабаре богат Париж, особенно много их в Латинском квартале и на Монмартре (всемирно известные «Куполь», «Фоли- Бержер», «Ротонда», «Клозери де Лила»...) Их лелеют во Франции, берегут и охраняют, как часть национальной истории, о них написаны тома воспоми­ наний. 1Іо о питерских капернаумах тоже есть что порассказать. В новейшие Кремона с ними можно сравнить только ленинградский «Сайгон», по памяти места размещавшийся на перекрестке Владимирского и Невского. В «Сайго­ не» пил дешевый, но хороший кофе весь ленинградский литературный ан­ деграунд: Сергей Довлатов, Михаил Шемякин, Олег Целков, Иосиф Бродс­ кий, Евгений Рейн... Публика подбиралась самая пестрая поэты и фарцов­ щики, музыканты и кидалы, художники и сексоты КГБ (а также поэты-фарцовшики, музыканты-кидалы и живописцы-сексоты.) Но теперь «Сайгон» переехал отсюда в другой дом на Невском проспекте и (случайно ли совпадение?) сделался совсем иным, утеряв статус современного Капер­ наума.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz