Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

Через весь фэнсион Трапеция проходит «Диагональ капернаумов» - рес­ тораций, кабаков, пивных, трактиров, рюмочных и распивочных - сиречь, клубов художественной интеллигенции и сопутствующих лиц. Попав на эту дорожку, можно было, не сходя с нее, обойти десятки подобных храмов пи­ тия и (в неевклидовом, искривленном пространстве Трапеции) вернуться на исходную точку. Герой «Петербургских трущоб» Всеволода Крестовского Казимир Ьодлоп- ский является в кабак «Ерши» на Пяти Углах, чтобы добыть поддельный пас­ порт для своей любовницы-интриганки. Это весьма захолустное заведение, в то же время с претензией на экзотику и некоторую роскошь: зловеще-красные занавески на окнах, обои, расписанные фантастическими деревьями и райски­ ми типами, лампы и малиновых абажурах - тайный притон питерских мо­ шенников «маклаков», Сюда же поступает на службу, жрицей продажной любви, обманутая девушка из общества, несчастная княжна Чечешшская. Упав на самое дно разврата, она не теряет высокой души своей, равно как и элеган­ тности манер, удивительного парижского выговора... и т. д., и т. п. Федор Достоевский работал над романом «Подросток» неподалеку от этих мест, на Лиговке. Версилов, герой его, говорит подростку: «Я люблю иногда от скуки, от ужасной душевной скуки... заходить в разные эти клоаки. Эта обстановка, эта заикающаяся ария из Лючии, эти половые в русских до неприличия костюмах, этот табачище, эти крики из биллиардной все это до того пошло и прозаично, что граничит почти с фантастическим». Велика, все-таки разница между просто хорошим писателем и гениальным. В захудалой ресторации на Разъезжей пьет и философствует в случай­ ной компании герой рассказа Бунина «Петлистые уши», «который называл себя бывшим моряком Адамом Соколовичем. Он рассуждает с собутыльни­ ками, “какими-то двумя матросами”, Левченко и Пильняком», о праве чело­ века на убийство, поминая «мифы, эпосы, религии», Библию и, натурально, Родиона Раскольникова: «Довольно сочинять романы о преступлениях с наказаниями, пора написать о преступлении без всякого наказания». «У выродков, у гениев, у бродяг и убийц, уши петлистые, то есть похо­ жие на петлю - вон на ту самую, которой и давят их», - утверждает фаталь­ ный Соколович. Сам обладатель таких ушей, он заканчивает вечер тем, что в номерах «Белград» душит жалкую «ночную фею» Королькову и исчезает, навсегда канув во тьму. Пример услышанных чутким ухом Бунина трактирных споров, неизбеж­ но возникающих у россиян за рюмкой: - Каждый мальчишка зачитывается Купером, где только и делают, что скальпы де­ рут, каждый гимназист учит, что ассирийские цари обивали стены своих городов кожей пленных, каждый пастор знает, что в Библии слово «убил» употреблено более тысячи раз и по большей части с величайшей похвальбой и благодарностью творцу за содеянное, - Зато это и называется Ветхий Завет, древняя история, —возразил Левченко. - А новая такова, - сказал Соколович, — что от нее встала бы шерсть у гориллы, умей она читать... С Каином гориллам двуруким нечего равняться! Далеко они ушли от него, вот с тех самых пор, как возвели Вавилон на месте своего так называемого рая...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz