Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

Призрак. Призрак великого пианиста появляется в окнах дома № 38. Старожилы Троицкой улицы рассказывают, что в белую ночь из окна дома доносятся звуки рояля. Для того, кто услышит их, они предвещают радостное событие- счастливую встречу или скорую свадьбу. Это один из двух призраков фэнси­ она Трапеция, зарегистрированных Наумом Синдаловским в его реестре (пер­ вый - тень Софьи Перовской с белым платочком, на Семеновском плацу). Являлась ту г, правда, еще и Серая Дама Николая Лескова. Идолом Антон Григорьевич Рубинштейн был и для молодого Петра Чай­ ковского. Обожание («пасть к его ногам по первому слову!») и обида, восхи­ щение и раздражение - это ли не любовь (или уже нарушение первой запо­ веди: не сотвори себе кумира?) Дабы угодить грозному профессору консер­ ватории, Петр Ильич однажды за ночь написал 200 опусов - вариации на заданную в классе тему. Но «Божество рубинового камня» оставалось инди- фирентно к нему. Чайковский скромно (и яростно) жаждал признания своего дара, ждал одобрительных слов как некоего удостоверения закон­ ности своего присутствия на свете. Дожидаться пришлось всю жизнь («из питомцев Консерватории самый гениальный Чайковский» - таковы были произнесенные, наконец, слова, которых ученик, по случайности, так никог­ да не услышал). И спустя 30 лет после знакомства Петр Ильич с грустью констатировал, что пропасть, разделявшая их с маэстро, «осталась так же велика». Б гостях у Антона Григорьевича на Троицкой Чайковский побывал, по меньшей мере, однажды, приносил ему на суд свою первую симфонию «Зимние грезы». Рубинштейн принял сочинение холодно (по-зимнему и без грез), едва ли не разбранил Чайковского - тот был глубоко уязвлен. Год назад Рубинштейну, а также Серову и Кюи, «не показалась» кантата Петра Ильича «К радости» на Шиллеров гимн. Критика тогдашняя вообще была к Чайковскому фантастически несправедлива, драконя с какой-то необъясни­ мой ненавистью лучшие его создания. Настоящим петербургским демоном композитора явился добровольно взваливший на себя эту неблагодарную работу даровитый Цезарь Кюи, из года в год помещавший в прессе рецензии на Чайковского в совершенно непозволительном тоне (да и он ли один!). Старинная распря западников и славянофилов? Стойкое неприятие нова­ торства - прирожденными хранителями традиций (верными слугами право­ славного эгрегора, как выразился бы Даниил Андреев)? Композитор нередко уезжал к себе в Москву, в Клин, с горьким чувством (и с детскими даже слезами), что Петербург его не принял, что он не умел здесь заставить по­ нять и полюбить себя. Не исключено, что встреча с Рубинштейном, обманчиво неудачная, име­ ла большое значение для Чайковского. После отповеди властителя дум ком­ позитор создал новую редакцию своей первой симфонии. «Зимние грезы» выиграли от этой правки, став музыкальной классикой (правда, Рубинштей­ ну не понравился и второй вариант тоже). Или же в тот самый час Петр 135

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz