Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.
ных посланий и музыкальных произведений), а также довольно многочис ленная группа «актеров в жизни» всех званий и состояний. Таковы предпо ложительно (в каких-то своих проявлениях): Лалла Рук (императрица Алек сандра Федоровна), принцесса Ноктюрн (императрица Елизавета Петров на), Беззаконная Комета (Аграфена Закревская). Отдельную группу (имаджины третьей степени) составляют прототипы литературных персонажей, лирических героев поэзии, к примеру, жительни ца нашего фэнсиона Татьяна Кузьминская, она же Наташа Ростова. Или наша гостья Любовь Дмитриевна Менделеева, она же - Прекрасная Дама. Или, тоже живший в этих кварталах, но менее известный старовер Рачейс- ков, он же - иконописец Севастьян из «Запечатленного ангела» Лескова. Материалом для создания имаджин послужили их личности и судьбы. Сами прототипы вовсе не всегда приветствовали эту свою славу, напротив, часто ей тяготились, подозревая, не без основания, что прекрасная личина скрыла от мира их подлинное лицо, что выдуманный персонаж их обездолил, отняв часть убедительности у истинных событий их жизни. Казалось бы, любой барышне лестно быть невестой мира, «Девой, Зарей, Купиной» из небыва лых стихов. Но Люба Менделеева, бывало, плакала оттого, что любовь Блока вся ушла в идеализм, в некое отвлеченное обожание. «Вы навоображали обо мне всяких хороших вещей, и за этой фантастической фикцией вы меня, живого человека, с живой душой, не заметили, проглядели... Мне горько, невыносимо быть абстракцией, пусть даже идеальнейшей... Вы даже, кажет ся, любили свою фантазию, свой философский идеал...» Обида эта резонна. А Зинаида Гиппиус готова была исповедоваться перед читателями своего интимного дневника в весьма нехристианских побуждениях и поступках для того, чтобы избавиться от раздражавшей ее имаджины «Мадонна». Влюбленные поэты дарят романтические имена своим возлюбленным. К примеру, гость фэнсиона Игорь Северянин увенчал гостью фэнсиона Со фью Шемардину титулом Эскламондра Орлеанская (стихотворение «В ко ляске Эскламондры»), под которым она целых несколько недель блистала на небосклоне русской поэзии. Любят дети богемы и себя самих украшать имад- жинами, словно бутоньерками в петлицах (тот же Игорь Северянин Принц фиалок, Сергей Есенин - Лель). Но собственно псевдонимы Анна Ахмато ва, Андрей Белый, Максим Горький, Федор Сологуб, Игорь Северянин и т. д. имаджинами не являются, они берут на себя всю знаковость имени и воспринимаются как подлинные имена. Особые имаджины обитатели Трапеции принимают (как имя при креще нии) в нашем фэнсионе и только в нем: Императрица Елизавета Дама-патронесса. Герман Лесток - Мистический патриарх. Александр Белосельский-Белозерский Аполлон. Зинаида Болконская - Камена. Шарль-Луи Дидло - Облачный геометр. Алексей Вульф - Дон -Жуан. 133
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz