Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.
Мистерия фэнсиона (Большой театр истории) ...Где-то хоры сладкие Орфея И родные темные зрачки, И на грядки кресел с галереи Падают афити-голубки. Ч то ж , гаси, пожалуй, наши свечи, В черном бархате всемирной пустоты. Все поют блаженных жен крутые плечи. А ночного солнца не заметишь ты. О с и п М а н д е л ь ш т а м . В близком к этой улице ампирном Александринском театре 25 февраля 1917 года, в день, когда треснула и обломилась глыба царской России, состо ялась премьера драмы «Маскарад» Лермонтова в постановке Мейерхольда с Юрием Юрьевым (житель фэнсиона, адрес его Ямская, 25- 27) в роли Ар бенина, Евгением Студенцовым в роли Звездича. Спектакль прошел при полном зале и с оглушительным успехом. Это был (очень показательно) самый дорогой спектакль за все время существования Александринки. Для него было сшито по эскизам лучших художников более 400 изысканных костюмов: мундиров со звездами и лен тами, фраков со щегольскими галстуками, бутоньерками, пластронами; жен ских платьев с необъятными юбками и глубокими декольте, меховых боа и палантинов... А из зрительного зала, из лож спектаклю рукоплескали госпо да в смокингах, в ослепительном крахмальном белье, дамы в вечерних туале тах арт-нуво и бриллиантовых колье...Сцена ли отражала жизнь или жизнь подражала искусству? Все это великолепие было лишь рамой для очень ин тимной истории, любовного треугольника: Арбенин, юлая жена его Нина и Звездич. Черное солнце уже всходило. Очень скоро «чистой публике» Александ- ринского театра предстояло развеяться, исчезнуть, как исчезают с наступле нием утра пестрые вьющиеся тарантеллы (тарантулы!) маскарада. В ад, в Гулаг, в забвение... «ІІа остров Цитеру, где нас поджидала ЧК». По партеру и ложам загремели настоящие, а не бутафорские, выстрелы, пролилась на стоящая кровь, а не «клюквенный сок». Что, в сравнении с российским Апо калипсисом, маленькая Нина, отравленная ядом в стаканчике мороженного? Но плакали в тот вечер о ней. Его величество Карнавал прощался на заклю чительном балу со своими верными вассалами. На Троицкой, 13 одно время давал постановки театр «Кривое зеркало» Евреинова (тоже очень карнавальная фигура). Королем маскарада этого ре жиссера можно считать только за то, что он для известного кинофильма поставил на Дворцовой «Штурм Зимнего» с восемью тысячами статистов, заставив несколько поколений советских людей воспринимать этот спектакль 131
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz