Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

Мистерия фэнсиона (Большой театр истории) ...Где-то хоры сладкие Орфея И родные темные зрачки, И на грядки кресел с галереи Падают афити-голубки. Ч то ж , гаси, пожалуй, наши свечи, В черном бархате всемирной пустоты. Все поют блаженных жен крутые плечи. А ночного солнца не заметишь ты. О с и п М а н д е л ь ш т а м . В близком к этой улице ампирном Александринском театре 25 февраля 1917 года, в день, когда треснула и обломилась глыба царской России, состо­ ялась премьера драмы «Маскарад» Лермонтова в постановке Мейерхольда с Юрием Юрьевым (житель фэнсиона, адрес его Ямская, 25- 27) в роли Ар­ бенина, Евгением Студенцовым в роли Звездича. Спектакль прошел при полном зале и с оглушительным успехом. Это был (очень показательно) самый дорогой спектакль за все время существования Александринки. Для него было сшито по эскизам лучших художников более 400 изысканных костюмов: мундиров со звездами и лен­ тами, фраков со щегольскими галстуками, бутоньерками, пластронами; жен­ ских платьев с необъятными юбками и глубокими декольте, меховых боа и палантинов... А из зрительного зала, из лож спектаклю рукоплескали госпо­ да в смокингах, в ослепительном крахмальном белье, дамы в вечерних туале­ тах арт-нуво и бриллиантовых колье...Сцена ли отражала жизнь или жизнь подражала искусству? Все это великолепие было лишь рамой для очень ин­ тимной истории, любовного треугольника: Арбенин, юлая жена его Нина и Звездич. Черное солнце уже всходило. Очень скоро «чистой публике» Александ- ринского театра предстояло развеяться, исчезнуть, как исчезают с наступле­ нием утра пестрые вьющиеся тарантеллы (тарантулы!) маскарада. В ад, в Гулаг, в забвение... «ІІа остров Цитеру, где нас поджидала ЧК». По партеру и ложам загремели настоящие, а не бутафорские, выстрелы, пролилась на­ стоящая кровь, а не «клюквенный сок». Что, в сравнении с российским Апо­ калипсисом, маленькая Нина, отравленная ядом в стаканчике мороженного? Но плакали в тот вечер о ней. Его величество Карнавал прощался на заклю­ чительном балу со своими верными вассалами. На Троицкой, 13 одно время давал постановки театр «Кривое зеркало» Евреинова (тоже очень карнавальная фигура). Королем маскарада этого ре­ жиссера можно считать только за то, что он для известного кинофильма поставил на Дворцовой «Штурм Зимнего» с восемью тысячами статистов, заставив несколько поколений советских людей воспринимать этот спектакль 131

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz