Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

Пьеро и Луна В роковом четырнадцатом год русского Апокалипсиса - на Загородном проспекте (продолжение Троицкой) в госпитале святого Альберта выступа­ ли с концертами перед ранеными, эвакуированными с поля боя, «старлеты синема» Александр Вертинский и Вера Холодная. Пьеро русской эстрады являлся миру в маскарадном костюме, в виду дикого страха ранимого «старлета» перед публикой. Спасаясь от суда «тыся­ чеокого чудовища», он облачался с ног до головы в подобие могильного сава­ на («нет меня, пет меня, чур, чур!»). Молодой Вертинский стеснялся соб­ ственного «невыносимого и вовсе невозможного», как ему представлялось, лица и наводил нарочито условный грим: свинцовые белила, стекающая по щекам черными «слезинками» тушь, вампирский, ярко-красный рот (изво­ дил банками сурьму и помаду). Чтобы спрятать детскую свою, стыдную ро­ бость, пел в таинственном «лунном» полумраке (вариация темы Карнавала, как защиты от жизни). Меж тем, столь неуверенный в себе субъект был просто создан для щекотливого кафешантанного жанра. Впечатлительный женский пол принимал страдальца даже чрезмерно восторженно, забрасы­ вая цветами, ему не раз приходилось сбегать от истеричных поклонниц через черный ход. Мужчины были куда критичнее, аттестуя эстрадника чучелом гороховым и съехавшим с ума кокаинистом. То там, то тут по зале, по фойе раздавалось недоуменное: «Что это все в нем нашли?». Сам он не смог бы ответить - что. Успех казался ему профанацией, су­ масшедшей иллюзией, которой в любой момент мог придти конец (это уже много спустя, после экзистенциальных потрясений войны, пришли к нему и апломб, и кураж, и та особая барственная, зализанная холеность, лоск арис­ тократа сцены, которые столь его отличали). Пока же: «ГІоэт я был довольно скромный, композитор тем более наивный, петь вовсе не умел, даже нот не знал, и всегда кто-нибудь должен был записывать мои мелодии. Вместо лица у меня была маска. Что их так трогало во мне?!» Недоразумение, и только. Красивую жену прапорщика Холодного, Веру, именно Вертинский уго­ ворил попробовать себя в кино. Вера, как водится, вначале целомудренно отказывалась, потом заинтересоралась, вдохнула «веселящего газа» синема, который многим голову кружил. И стала со своими скорбно-правдивыми подрисованными по новейшей парижской моде глазами и ртом-криком идо­ лом поколения, одним из символов эпохи. На черно-белом экране немого кинематографа возникли ее эманации, до сих пор никем непревзойденные (Двойники). Вертинский, конечно же, неровно дышал к Вере, как и все тогда. Даря ей свою новую, только что написанную пьеску, он написал на нотах: «Королеве экрана». Титул утвердился за ней, с тех нор ее так называла вся Россия. Ее высочеством значилась Вера в афишах и пригласительных билетах (Холод­ ная королева: Луна?). Балованная прима отличала Пьеро, всегда помнила, что именно он под^ сказал ей путь по лунной дорожке. Как-то Вертинский принес ей свою 128

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz