Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

ле черты своего персонажа, он буквально перевоплощался в него» (карна­ вальная маска, «приросшая» к лицу, слившаяся с ним). Сергей Павлович терпеть не мог малейшего вмешательства в свою лич­ ную жизнь и, по выражению одного из друзей, «обладал виртуозно отточен­ ным мастерством набрасывать непроницаемый покров тайны на свои сер­ дечные увлечения». Никто никогда не узнает, как было на самом деле, но мне хотелось бы думать, что именно на Троицкой в Театре миниатюр, за кулисами или в гримерной произошло первое объяснение Дягилева и Ни­ жинского... Среди кредиторов (спонсоров) Сергея Павловича значились император 11иколаіі II, великий князь Владимир Александрович, бакалейщики Елисее­ вы, резиновый король Гильзе фан дер Пальс, банкир Гинцбург, парижские богатые дамы, в том числе графиня Элизабе г Грефюль (кузеном ее был граф Робер до Монтескью, известный прототип барона Шарлю в романе Марселя Пруста). Дягилев сам делал великих Стравинский и Бакст, Бородин и Прокофьев, Гончарова с Ларионовым, Спесивцева и Лифарь, ІІІаляиин и Мясин, да и иностранцы, такие звезды, как Пикассо, Кирико, Кокто, многим ему обязаны. (Вновь возвращаешься к метафоре фэпсиоп-Алеф). Биографы, склонные к мистике, прямо пишут о том, что «русский маэс­ тро» был еще и великий магом, по-модному, псевдонаучному «экстрасен­ сом», подчинявшим себе воли всех встречных и поперечных (владеющим, стало быть, древней «чарой»). Мега-проект Дягилева «Русские сезоны в Па­ риже» не имеет до сих пор аналогов. Он явился для запада по сути фаустов­ ским опытом, обретением в еще дымящейся реторте нового феномена, русской культуры, и в роли магистра-алхимика выступил Сергей Павлович. По сути, Дягилевские сезоны были фестивалем века, сакральным праздни­ ком России, карнавалом эпохи, память о котором жива и теперь. Четыре сезона Нижинский танцевал в Париже с триумфами, равным которым не скоро припомнишь. Это годы их счастливой любви, свидетелем которой был весь мир искусства (гости на свадьбе). У Дягилева, Распоряди­ теля российского бала, была еще одна имаджина, интимное прозвище Шин­ шилла, хищный зверек с дорогим мехом. По как ни цепко держал в коготках Шиншилла Голубую Птицу, она сумела упорхнуть. Спасаясь от всесильного мага, Нижинский женился на решительной, волевой, как мужчина, Ромоле де Гіульски, венгерской балерине, сам настоял, чтобы у них родились дети. Конец карьеры «небесного клоуна» был библейски ужасен - из-за на­ следственной психической болезни Нижинский потерял себя ( тема безумия как инфернального маскарада и альтернативы творчества). В последний свой раз на сцене Мариинки Вацлав танцевал Альберта в «Жизели». Вдовствующая императрица Мария Федоровна была шокирова­ на костюмом танцовщика (облегающее грико), специально для него нарисо­ ванным Александром Бенѵа. И, отказавшись подчиниться приказу царицы заменить костюм «на что-либо более пристойное», Нижинский навсегда ушел из театра. 126

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz