Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

На примере Глебовой-Судейкиной можно сформулировать закон Интер­ ференции искусства: обладатель нескольких имаджин и многочисленных талантов редко по-настоящему раскрывается хотя бы в одном из них. Мало того, как-то «расщепляется по спектру» и в жизни. Где теперь Оленькины песенки и «полечки»? Где цветные перышки ее крылышек? Впрочем, назна­ чение ее не в собственных талантах было (а верно в пробуждении чужих: не творец сама, но муза). Мистический смысл ситуации. Сколько бы не надевали масок актеры и «актерки», художники и поэты « страшных лет России», они не могли стать иными, не-равными себе; и не могли скрыться, уберечь себя от настигающего их времени (Шаги Командора). В сущности, они в любых маскарадных костюмах оставались обнаженными. Вариация Голубой Птицы Другие фигуры, связанные с памятью этого дома, как и соседнего с ним Троицкого театра миниатюр, тоже очень карнавальны. Божьим клоуном и Небесным Петрушкой называли поклонники Вацлава Нижинского. Маска­ радный титул Распорядителя бала русского искусства (Повелителя граций его наяд, сильфид, камен....) по праву принадлежит Сергею Дягилеву. С Нижинским его связывали не только акты творчества. История любви, Вацлав Фомич был моложе Сергея Павловича на 17 лет. Люди разных эпох, они выросли почти что на разных планетах. Нижинский, сын стран­ ствующих артистов, детство провел в кочевой кибитке - дитя богемы, ее вольных нравов, ее перманентного нищего праздника. Дягилев происходил из старинной дворянской семьи, с имениями, корнями и заветами. В зрелые годы, рослый и вальяжный, гордился своей похожестью на Петра Великого, с которым действительно состоял в дальнем родстве. Нижинский, по сути, ничему, кроме балета, не учился. Дягилев окончил Петербургский универси­ тет, воспитавший российскую художественную элиту. Аристократ Дягилев и безродный Нижинский. Умница Дягилев и не блещущий интеллектом Ни­ жинский. Властный экстраверт Дягилев и почти аутичный Нижинский. Но эти различия не мешали их любви. Впервые Сергей увидел Вацлава на представлении «Павильона Арми- ды» в Мариинке: девятнадцатилетний танцовщик обладал уникальными дан­ ными так называемым «баллоном», фантастическим зависанием в прыжке. Этот его дар восторженные журналисты потом назовут «левитацией». Вне сцены юноша был застенчив, угловат, косноязычен. Отнюдь не красавец, с монгольскими, несколько даже вульгарными чертами. Ряд мемуаристов жи­ вописуют создание заурядное, едва ли не слабоумное. Но стоило ему надеть пуанты, встать в балетную позицию и он преображался. По свидетельству современника, «по мере того, как гримируемый Нижинский узнавал в зерка­ 125

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz