Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

приводит в экстаз и катарсис: «гром аплодисментов, крики восторга, дамы плачут, все встают» и т. д. 2. Протей (в данном контексте - божество, принимающее вид различных живых созданий), или оборотень. Собственно, актер (не профессия, а диаг­ ноз). Явление психологического, едва ли не психопатологического, тина, как оно есть. Существо, наделенное странным даром (недостижимым, говоря се­ рьезно, никакой техникой, никакими упражнениями) перевоплощаться, влезать в кожу других особей. Разный, непохожий сам на себя в каждой роли. Собственная личность аморфная, слабая (капризен, вздорен, крайне ненадежен ни в чем или же просто инфантилен, беспечен, как дитя). Пора­ жает приблизившихся в нему людей какой-то фатальной душевной пусто­ той, порой и умственной недоразвитостью. Вместо внутреннего мира ин­ фернальное «место пусто». Весь, как сосуд, который можно (ненадолго) за­ полнить чем угодно. Намного значительнее и интереснее на сцене, чем в жизни. Таких суеверно боялись в народе, обвиняли в отсутствии души и после смерти отказывались хоронить на христианских кладбищах. 3. «Алмаз» - чаще женщина, нежели мужчина. Блестящая виртуозка ре­ месла. Она же - обольстительница, жеманница, щеголиха (секс-символ и топ-модель, если хотите). Притом, совсем не обязательно так уж хороша со­ бой; танцует и поет, порой, весьма посредственно; рафинированной интел­ лектуальностью не отличается, но все вышеперечисленное совершенно не­ важно, Зато она свято убеждена в собственной неотразимости, героически храбро держится на опасном краю, у самой оркестровой ямы провала (куда многие срывались) и умно флиртует с публикой. Звезда шантанов, оперетт, водевилей «с благородными чувствами». Сногсшибательные туалеты. Горь­ кая и прелестная любовная слава, с вульгарным привкусом скандала. Пред­ мет вожделения мужчин, зависти женщин, идол и мишеиь молвы. Во всем облике, как выражался Салтыков-Щедрин, - отлет. Встречаются и гениальные «алмазочки», с полированной кровью и жес­ токим, «не-дамским» даром. 4. «Жемчуг». Благородство, душевная тонкость, глубина. Хороший вкус, интеллигентность, тон и такт. Блеск алмазу дарит радость бытия, виталь­ ность, Жемчуг питается меланхолией, мировой скорбью. Реакция публики на «жемчужный талант» светлая грусть, очищающие душу слезы катарси­ са (подобные жемчугу же). В русском искусстве разных эпох весьма часто можно видеть два этих «драгоценных типа», по сути отрицающие друг друга, но в чем-то и сходящи­ еся; Савина-алмаз и Стрепетова-жемчуг; Цветаева-алмаз и Ахматова-жем- чуг; Плисецкая-алмаз и Уланова-жемчуг. Два вида женской гениальности. 5. «Серый камешек». Не может похвастать «фактурностью»: красотой лица, внушительностью «статей», ростом, голосом. Как правило, даже мизе- рабелеп(льна), дурен (дурна). Преображается в свете софитов. Берет неким неопределимым сценическим обаянием, подчас затмевая самого ведьминско- го Оборотня, самого грозового Юпитера. На него хочется смотреть (и смот­ реть, и смотреть...), в этом все его счастье. 121

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz