Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

непохожи друг на друга: солнечная Наденька, порхающая и хохочущая в водевилях, и утонченная «лунная» Вера, создавшая убедительные сцениче­ ские образы в классической трагедии. Два лика драматического искусства: один Талии, а другой Мельпомены. Скромный благородный жемчуг с матовым свечением и играющий всеми цветами спектра алмаз. Сестры зна­ мениты тем, что первыми в России стали давать бенефисы -спектакли, весь сбор (или часть сбора) от которых шел в пользу исполнителя главной роли. После водевиля «Дядюшка в хлопотах» Надежда и Вера Самойловы получи­ ли в подарок от поклонников букеты алых и белых камелий в порт-букетах из серебра; на их прелестных запястьях застегнули золотые браслеты (все же, символ неволи!). Газеты писали, что «такого торжества на русской сцене еще не свершалось». Газеты же не уставали повторять, что «его величество Николай 1 - отец актеров Императорского театра», что «труппа - его балованные дети». Жена его, императрица Александра Федоровна (Лалла Рук), обласкала меланхо­ лическую Веру. Надежда Васильевна была в фаворе у самого венценосца, встречая ее в театре, он неизменно шутил с ней, предлагая разыгрывать вме­ сте сцены из пьес, а именно: изображал даму и «делал реверансы ниже нельзя» (неуклюжий карнавал монарха). Камелии в порт-букетах (любимые цветы парижских кокоток высокого ранга, «дам с камелиями») как будто на что-то намекают. I Іадежда играла на сцене до пожилых лет, блистала, покуда блисталось. Вера избрала иную долю вышла замуж за офицера Мичурина и оставила театр. Ьез сцены томилась, плакала, болела, но не могла бросить прекрасно­ душного (подарил родовое имение крестьянам!), беспомощного в практиче­ ской жизни идеалиста-мужа. Плод этого брака - дочь Вера Аркадьевна Мичу­ рина-Самойлова, народная артистка Советского Союза. Она 60 лет посвятила Александринскому театру (впоследствии театр имени А, С. Пушкина) и напи­ сала книгу любопытных воспоминаний. С ее кончиной (она была тринадцатой в списке) закрылась последняя страница истории актерской династии. Мистерия фэнсиона (семь масок) На примере Дома актерской династии Самойловых мы можем наблюдать все основные типы артистов русского (может быть и мирового) театра: 1. Демиург (буквально - «мастер», «созидающий для народа»). Сильная, колоритная, очень заметная не только на сцене, но в любой жизненной ситуации личность. Внушительная «фактура» рост, фигура, голос, темперамент. Некая даже непомерность, избыточность природных да­ ров - «широк человек, я бы сузил», как выражался Достоевский. На сцене именно ему, как природному Юпитеру, достается заглавная или просто глав­ ная роль. Созидает Зеис нечто... не то, чтобы оригинальное, новое, но убеди­ тельное. ГІооеждает энергией ■творческой страстью, напором, «пассионар- ностью». Громыхает, пылает, кипит: «весь, как божия гроза». Публику 120

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz