Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

Рождение Януса «На ния.пеіі поверхности ступеньки, с правой сто­ роны, я увидел маленький, радужно отсвечивающий шарик осленші лытой яркости. Сперва мне показа­ лось, что он вращается, потом я понял, что иллюзия движения вызвана заключенными в нем поразитель­ ными умопомрачительными сценами. В диаметре Алсф имел два-три сантиметра, но было и нем все npotvi’pancTHD вселенной, причем ничуть не уменьшен­ ное. Каждый предмет (например, стеклянное зеркало) был бесконечным множеством предметов, потому что я его ясно видел со всех точек вселенной»'. Хорхе Луис Борхес. «Алеф и-. Фэнсион но обязательно включает цельный архитектурно или террито­ риально объект. Он меньше зодчества, уже городского пространства - но и значительней, шире их. И он, подобно Янусу в Летнем саду, имеет два лица. Одно из них обращено вовне, в мир. Белыми слепыми глазами видит идол, как набегают времена чуть поблескивающими волнами к тяжелому кубу его постамента, сменяя друг друга. Мало того, одно время рассекает собою дру­ гое, в некой точке скрещиваются они, как лучи прожекторов сторожевых кораблей на море. Драгоценный момент: пересечение времен. Так стрелы и копья бронзовой ограды прочерчивают набережную, воду, дворцы на том берегу, вписывая вечный пейзаж как бы в строгие строфы классического ямба. Так в глуби Лебяжьей канавки колышагся, ласкаются, теснят друг друга отражения деревьев, людей и статуй. Так хитрый бронзовый морской конек пронзает колонну моста: хвост - с южной стороны, мордочка «себе на уме» - с северной, а тельце внутри столба. Мраморная скамья стерта за три столетия, и уже не разобрать символов, которые некто высек на камне. А любовники, прильнувшие друг к другу, в защищенной от ветра нише - к какому веку принадлежат? Их шепот все тот же. Второй лик Януса-фэнсиона обращен внутрь, в самое себя. Заклинания Музы и Демона, которому каждый может выучиться, недостаточно, чтобы фэнси-дух явился. И всех проклятий «умышленному и выдуманному горо­ ду», помноженных на все славословия ему, мало. Нужен ты сам, твоя жи­ вая кровь, спираль твоей ДИК. Поэты творят фэнсионы в своих произведениях - есть точные адреса, к примеру, у фэнсионов «Медный всадник», «Родион Раскольников», «Незна­ комка». Или это фэнсионы творят поэтов по своему образу и подобию? Я сообщу тебе одну тайну - ты и сам знаешь ее, но не припоминал давно: Ты - Янус и Ты - Евтерпа с дудочкой в руке, Ты Аврора Бореалис, Ночъ- Нюкта, Полдень и Закат, и Ты Сфинкс из Стовратных Фив. Ты Петр Великий, и ты - его город, со всеми, кто жил когда-либо в нем. Все они существуют настолько, насколько Ты позволяешь им: своей любовью, и своей проницательностью, и своей свободой. 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz