Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.
воздуха (Сильфида была коронной ролью Марии Тальони). «Пардон, мадам, не фаш размьер...Щикольотка тольстофата», - нечто в этом духе произнес хозяин коллекции. Анна Павловна рассердилась, зарделась и, решительно взяв у него из рук балетный туфель, без труда надела его на свою ногу, обвила вокруг лодыжки и завязала бантом старинного атласа тесьму, вызвав изумление присутствовавших. Пожалуй, только она одна из современниц имела право на этот жест Сандрильоны (на Тальони-Сильфиду Павлова чуть не молилась). ...Мне отпеть хоть теперь: неужели Ты когда-то жила в самом деле, И топтала торцы площадей Ослепительной ножкой своей? Пролежав в музее восемьдесят или девяносто лет, хрустальная туфелька, наконец, пришлась по ноге достойной Золушке невесте принца-Балета. Надо признать, что у Анны Павловны были идеальных форм ножки из тех, которые обожал Александр Сергеевич: Дианы грудь, ланиты Флоры Прелестны, милые друзья! Но только ложка Терпсихоры Прелестней чем-то для меня... Владимир Набоков (гость нашего фэнсиона) доказал в «Комментарии к “Евгению Онегину”», что Пушкин, говоря «ножки», имел в виду именно ма ленькие изящные ступни от щиколотки до кончиков пальцев (а не бедра, не голени, не икры, не колени). Именно женские ступни очень маленького раз мера с подъемом, напоминающим шею лебедя, породистой суховатой лодыж кой, узкой пяткой и «отточенным» балетным носком (только и видные из- под подолов длинных платьев танцующих на балу дам и девиц) приводили поэта в восхищение и более всего возбуждали его эротически (особенность эту назвали бы ныне образованные циники фетишизацией стопы): ...Она, пророчествуя взгляду Неоцененную награду, Влечет условною красой Желаний своевольный рой. Люблю се, мой друг Эльпипа, Под длинной скатертью столов, Веспой па мурапе лугов, Зимой на чугуне камина, На зёркалыгом паркете зал, У моря на граните скал... Не утаю от читателя, что романтика балета не совпадает с его реализмом и что в действительности ноги балерин изуродованы жестокими многочасо выми экзерсисами - в каменных мозолях, с вывернутыми косточками, вздув шимися венами. «Лошадиные копыта». При всем том, это одномоментно - 117
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz