Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

Главный дом (тема: маскарад) ... Этот Фаустом, тот Дон-Жуаном, Дапертутто, Иокапааном, Самый скромный - северным Глапом, Иль убийцею Дорианом, И псс шепчут своим Дианам Твердо выученный урок. ...Л какой-то еще с тимпаном К оіііюіюгѵіо приволок... А ш і а А х м а т о в а , Стремянная улица, 18. Музей-квартира актерской династии Самойловых. Карнавальная стихия обитает в этом доме. Театр эфемерен и летуч, ушед­ ших спектаклей не воротишь, и опустевшая сцена похожа на огромный рас­ колоченный гроб, но некая эманация продолжает реять, светиться. Здесь понимаешь, как существенны «пленительные пустяки», предметы театраль­ ного быта все эти веера, лорнеты, перчатки «до самого локтя», сумочки, бинокли... «И летят афиши-голубки»... Как важны «излишние», не видные уже из третьего ряда партера, детали сценических костюмов (какая-нибудь опаловая запонка иод подбородком героя, бархатная шнуровочка на корсаже героини), как самодостаточны эскизы декораций, сами по себе, вне режис­ серского воплощения. Здесь представлены на портретах прославленные ар­ тисты России (обитавшие в петербургском фэнсионе) Давыдов (Ііьеро), Варламов (Арлекин), Савина (Солнышко), Стрепетова (Селена), Комиссар- жевская (Чайка), Юрьев (Панталоне), Шаляпин (Мефисто) - и если душе комедианта не дано, как говорят, успокоиться в могиле, то может быть какая- то частица ее остается на холсте. Служители музея признаются, что чувству­ ют присутствие в этих стенах неких теней, дуновение эфирных сквознячков. Подобны коллекции редких бабочек (привет Набокову!), сувениры ле­ гендарных спектаклей Мариуса Петипа: как бы припудренные билеты на атласной бумаге, гирлянды шелковой сирени, крахмальные тарлагановые пачки, журавлиные венчики балерин. Раскрыт дорожный сундук Михаила Фокина, небрежно брошен на кресло воздушный тюник Анны Павловой, а рядом перчатки, которые еще дышат ее «духами и туманами». Витает в этих стенах и дуновение Сильфиды - Марии Тальони. Развея­ лась в веках она сама, но остался «на зеркальном паркете зал» след пуанты с твердым носком из китового уса, с розовыми атласными лентами-завязками. И чтобы иллюзия была полной - слепок миниатюрной ножки, насколько живее и убедительнее он всех гипсовых посмертных масок. Эхо-магнит. Анна Павлова, будучи со своей труппой на гастролях в Италии, однажды увидала в частном собрании туфельку 1 альони. Башмачок был так мини­ атюрен, что, казалось, принадлежал не женщине во плоти, а Сильфиде, духу 116

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz