Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.
Главный дом (тема: маскарад) ... Этот Фаустом, тот Дон-Жуаном, Дапертутто, Иокапааном, Самый скромный - северным Глапом, Иль убийцею Дорианом, И псс шепчут своим Дианам Твердо выученный урок. ...Л какой-то еще с тимпаном К оіііюіюгѵіо приволок... А ш і а А х м а т о в а , Стремянная улица, 18. Музей-квартира актерской династии Самойловых. Карнавальная стихия обитает в этом доме. Театр эфемерен и летуч, ушед ших спектаклей не воротишь, и опустевшая сцена похожа на огромный рас колоченный гроб, но некая эманация продолжает реять, светиться. Здесь понимаешь, как существенны «пленительные пустяки», предметы театраль ного быта все эти веера, лорнеты, перчатки «до самого локтя», сумочки, бинокли... «И летят афиши-голубки»... Как важны «излишние», не видные уже из третьего ряда партера, детали сценических костюмов (какая-нибудь опаловая запонка иод подбородком героя, бархатная шнуровочка на корсаже героини), как самодостаточны эскизы декораций, сами по себе, вне режис серского воплощения. Здесь представлены на портретах прославленные ар тисты России (обитавшие в петербургском фэнсионе) Давыдов (Ііьеро), Варламов (Арлекин), Савина (Солнышко), Стрепетова (Селена), Комиссар- жевская (Чайка), Юрьев (Панталоне), Шаляпин (Мефисто) - и если душе комедианта не дано, как говорят, успокоиться в могиле, то может быть какая- то частица ее остается на холсте. Служители музея признаются, что чувству ют присутствие в этих стенах неких теней, дуновение эфирных сквознячков. Подобны коллекции редких бабочек (привет Набокову!), сувениры ле гендарных спектаклей Мариуса Петипа: как бы припудренные билеты на атласной бумаге, гирлянды шелковой сирени, крахмальные тарлагановые пачки, журавлиные венчики балерин. Раскрыт дорожный сундук Михаила Фокина, небрежно брошен на кресло воздушный тюник Анны Павловой, а рядом перчатки, которые еще дышат ее «духами и туманами». Витает в этих стенах и дуновение Сильфиды - Марии Тальони. Развея лась в веках она сама, но остался «на зеркальном паркете зал» след пуанты с твердым носком из китового уса, с розовыми атласными лентами-завязками. И чтобы иллюзия была полной - слепок миниатюрной ножки, насколько живее и убедительнее он всех гипсовых посмертных масок. Эхо-магнит. Анна Павлова, будучи со своей труппой на гастролях в Италии, однажды увидала в частном собрании туфельку 1 альони. Башмачок был так мини атюрен, что, казалось, принадлежал не женщине во плоти, а Сильфиде, духу 116
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz