Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

Два летучих француза - Дидло и Петипа - вечно парят где-то над самым райком, над галеркой и хорами, над ангелами и нами в небесах фэнсиона. Эхо-магнит. На спектакль «Спящая красавица» петербургская прачка Любовь Федо­ ровна Павлова привела как-то раз свою восьмилетнюю дочурку Нюру, бо­ лезненную, нервную девочку. И меж прачками непостижимого города были такие, кто, но слову поэта другой эпохи, «тел через весь Петрополь, распол­ зающийся в оттепели или обледенелый, чтобы увидеть, как под нежный гром музыки, н лушіом с и я н и и , на фоне шелестящих пышных бумажных роз. вы­ порхнет Жизель, печная любовь, ангел во плоти...» Времена разные - а Жи- зель нее та же, Жизель у нас одна. Живые феи в огнях рампы, материализо­ вавшиеся эльфы все летучие и блескучие очарования балета оказали на ребенка впечатление острое, почти до страдания - «Я буду Спящей красави­ цей». С атих пор IIюра только и говорила, что о принцессе Авроре, Флорине, Голубой Птице, днями «бродила, как помешанная», ночью бредила во сне и унросила-таки озадаченных родителей отдать се учиться «на балерину». «А то я никогда не выздоровлю!». В утиной семье родился лебеденок: хруп­ кая, но сильная, тонкие ножки с очень высоким подъемом, прямая спинка и от природы занесенная головка на длинной шее впрочем, родные поначалу считали Нюру гадким утенком, заморышем, ни к какому делу не пригодным. Любопытно, что первой заглавной ролью Павловой на сцене Мариинки стала Флора в балете Дриго «Пробуждение Флоры» (тоже «спящей краса вицы», богини цветов, восстающей от сна с приходом весны) т. е. детское предчувствие исполнилось. «Закулисный» мальчик Миша Фокин рассказал балетной девочке Ане Павловой о детски и рыцарски обожаемой им Сильфиде-Тальони, показал ее портрет в двухсветной парадной зале училища на улице Росси. Именно в этот день ученица Павлова, до того слишком слабенькая (вследствие дет­ ских болезней), встала на пуанты. «Я могу!». Кто-то из лондонских друзей Анны теософ и спирит - писал, что она явилась реинкарнацией Тальони и не училась балетному искусству, а как бы, согласно постулату Платона, постепенно вспоминала все филигранные па, все эффектные позы и обворожительные взоры. Остается добавить, что юность мировой звезды балета Анны Павловой тоже связана с нашим фэнсионом (ее адреса здесь -■Свечной переулок, 1 и Коломенская, 3). Вечная тень: Лебедь Свечной переулок, 1. Здесь Анна Павлова снимала первую в жизни квартирку или даже ком­ натку, начав, после окончания хореографического училища, карьеру балери­ ны императорской сцены. Это ее первый личный адрес в Петербурге.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz