Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

опасный. То милующий, то казнящий своих подданных, раздающий им, по собственному произволу, разные «билетики» (любовь или ненависть, три­ умф или позор...) Чего от меня хочет мой принц Карнавал? Все обитатели маскарадной улицы переживали мистический роман с этим существом. Маэстро полетов Троицкая, 1. П ер вы й танцовщик и балетмейстер петербургской балетной труппы - Шарль-Луи Дидло обосновался здесь. Ежедневно ходил пешком (приплясы­ вая) и Мариинский театр, на спектакли и репетиции, и обратно. Частенько он сам выступал в балете, а потом возвращался домой в... лавровом венке вместо шляпы и в греческой тунике вместо пальто (костюм Аполлона по­ кровителя искусств, бога богемы. Ср. с А. М. Белозерским - тоже Аполлон фэнсиона; тема Двойничества). Среднего роста, рябой, худощавый, лысова­ тый в жизни Дидло мало соответствовал классическим тогам, но на подмо­ стках преображался. Я - раб, я - царь, я - червь, я Бог... Современник: «На улице его нельзя было не заметить, настолько харак­ терны были его внешность и манеры. Он был в беспрерывном движении, точно в жилах его была ртуть вместо крови. Голова его беспрерывно была занята сочинением какого-нибудь па или сюжетом нового балета и потому его беспрерывно как-то подергивало. Ноги его были необыкновенно выво- ротны, одну из них он каждую минуту то поднимал, то отбрасывал в сторо­ ну. Это он делал даже ходя по улице, точно страдал пляской святого Витта. Кто видел его первый раз, мог принять его за помешанного». (Тема сумасше­ ствия, как альтернативы искусства, а также жертвенности художника: Все­ волод Гаршин, Глеб Успенский, Ольга Спесивцева, Вацлав Нижинский и другие жители и гости фэнсиона). Дидло стал фигурой астральной еще при жизни. «Из толпы милых воз­ душных девиц он, как будто из цветов, составлял гирлянды, букеты, венки. Каждая сцена изображала новую восхитительную картину из групп, распо­ ложенных гениально, живописно, очаровательно... Он первый ввел в балете так называемые полеты, т. е. воздушные сцены, и петербургскому театру ста­ ла подражать вся Европа» (Благодарный зритель). Вместо господствовав- ших в куртуазном веке пудреных париков, французских кафтанов, башма­ ков с большими пряжками для танцоров, а также фижм, корсегов и пышных воланов для балерин, Дидло изобрел трико (название происходит от фами­ лии парижского чулочного мастера Трико, выполнявшего его заказы), ле­ гонький тюник из тарлатана - наряд видений, сновидений, призраков. Балетоман Александр Сергеевич воспел творения Шарля-Луи в первой главе «Евгения Онегина»: «Еще амуры, черти змеи на сцене скачут и вопят,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz