Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

драпри, залы освещались множеством свечей, все придворные должны были бодрствовать. Елизавета порхала и резвилась среди вывернутой наизнанку ночи (интересно, казалось ли ей порой, что среди ряженых гостей затесалась «какая-то лишняя тень, без лица и названья»?). В опочивальню «Принцесса Ноктюрн», как величали ее поклонники, отправлялась не раньше пяти утра, а назавтра все повторялось сначала, за вычетом постов и церковных служб - их царица соблюдала строго. Помолившись и покаявшись, получив от Лу­ бянского отпущение грехов, со свежими силами бралась за нелегкий труд развлечений («между альковом и алтарем»...). Богатырши хватило на двад­ цать лет этого каторжного режима. Она настолько переутомила свой могу­ чий, от отца в наследство полученный организм, что внезапно скончалась: символично, в Рождественскую полночь, нескольких минут не дожив до святок - российского карнавала, до столь обожаемых ею новогодних увесе­ лений. ...Смерть ее, для всех неожиданную, предсказала знаменитая юродивая, ныне небесная покровительница города, блаженная Ксения Петербургская. Ее житие (кто не знает): «Придворный певчий Андрей Петров и жена его Аксинья Ивановна так любили друг друга, “что и рассказать невозможно”. ІІо муж неожиданно умер, оставив безутешную 26-летнюю вдову. И тут что- то случилось с Аксиньей Ивановной, будто бы сошла с ума от горя. Вообра­ зила, будто не Аксинья она, а Андрей, что это Аксинья умерла, а он жив. Называла себя с тех пор его именем...». Тоже своего рода маскарад - любви, святости. Дом свой Ксения оставила родным, с условием, что они будут бесплатно пускать на ночлег и кормить нуждающихся, сама же стяжала подвиг юрод­ ства. Аксинью Ивановну (Андрей Петровича) не раз видали обитатели Тра­ пеции. Она гуляла по этим улицам и переулкам, в любое время года босая, в зеленой юбке и красной кофте (маскарадные знаки отличия), по которым ее издалека узнавали ямщики Ямской слободы и предлагали прокатить на ло­ шадках - это приносило удачу. Оделяли милостыней, но брала она не у всякого и полученное тут же отдавала другим нищим. В дни, предшествовавшие кончине Елизаветы Петровны, блаженная Ксе­ ния, скитаясь по питерским стогнам, громко рыдала и кричала прохожим, что скоро всей России предстоит есть поминальные блины... Десять тысяч платьев Елизаветы и одна зеленая юбка - стилистически одинаково убеди­ тельны (Господин Рок - дизайнер и кутерье). Стихия карнавала тем и могущественна, что уравнивает царицу и ни­ щенку. Ксеноид книги принц Карнавал Некая «лишняя тень без лица и названья» в толпе ряженых. Никому не знакомый гость на празднике. Анонимный ІІринц (или Вор) в черном доми­ но и маске. Сам Его Величество Маскарад обольстительный, жестокий,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz