Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

Высочайшая покровительница фэнсиона Его царственная дама-патронесс.а императрица Елизавета Петровна. Именно при ней город переступает границу Фонтанки, левый берег реки застраивается дачами придворных царицы. По манию ее преобразился Анич­ ков мост парадные ворота в фэнсион; она же повелела осушить болота у Фонтанки, вымостить набережную, одеть берега. Царица присутствовала вместе со своими приближенными на освящении церкви Владимирской Бо- жией Матери - святыни фэнсиона, его верного оплота в войне с российски­ ми Бъсами. Именно и царствие танцующей Елисавет в России родился театр (удар кокетливой ножки о паркет высек искру!). Бессильными оказались потуги, как царя Алексея Михайловича, так и его сына Петра I, перенести европей­ ский театр на русскую почву, и только когда Елизавета Петровна издала Указ «О представлении трагедий и комедий» - это прозвучало, как заклина­ ние чародейки: Явись!.. «Первая дочь двух первых» богатыря Петра и прелестницы Екатерины, она взяла лучшее у обоих, высокая, статная, полногрудая, с цветом лица, «как у богини Авроры», обладательница целой копны роскошных золотисто­ рыжих волос. Даже выдержанные иностранные дипломаты, как сговорив­ шись, писали в донесениях своим правительствам, что более авантажной женщины им в жизни не доводилось встречать. Игру, переодевания, розыг рыши Елизавета обожала до болезненной страсти. После ее смерти осталось несколько тысяч ее платьев, каждое из которых она надевала не более одного раза, сундуки драгоценностей и украшений и, боже упаси! - никто из при­ дворных и гостей не смел на балы и приемы явиться наряднее венценосной причудницы. В ту пору женские роли в спектаклях придворного театра исполнялись миловидными мальчиками. Так вот, императрица собственноручно румяни­ ла эфебов перед выходом на сцену, вдевала им в уши серьги с бриллиантами. Сама она не прочь была покрасоваться в мужском костюме, весьма шедшем к ней, кавалеров же заставляла рядиться в фижмы и кринолины. Умереть в хороводе Карнавала так легко, его стихия родственна смерти. Коронованная особа боялась могилы. Она никогда не посещала заупокойные службы и поминки; встретив на пути похоронную процессию, поворачивала карету обратно; при ней нельзя было заговорить о гробах, саванах и тому подобном, дабы ие навлечь на себя монарший гнев. Из обихода царицы тща­ тельно изгонялось все, что могло навести на мысль о неотвратимом конце жизни, и все же ей постоянно мерещился всюду запах тления, разложивших­ ся тел - и она непрерывно душилась, нюхала ароматические соли, обмахива­ лась веером. Некрофобия - болезнь трудноизлечимая. Елизавета не терпела ночи, темноты, особенно боялась полуночного часа, быть может, не напрасно, потому что едва ли не все дворцовые перевороты на Руси, в том числе и тот, что привел ее на трон, совершались із полночь. И вот, ночь во дворце госуда- рыни искусственно превращалась в день: окна занавешивались роскошными 108

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz