Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

обрадует англоязычное происхождение слова, но ведь и «район», и «террито­ рия», и «квартал» - все это лексика, занесенная к нам из иных языков (хотя укоренилась она прочно, с плебейской цепкостью сорных растений, у эфе­ мерного, фиалкового «фэнсиона» есть шанс ее потеснить). «Мы, профессо- ра, преподаватели и студенты филологического факультета государственно­ го университета протестуем...» - в сакраментальной фразе сей обнаружива­ ется лишь одно русское слово: соединительный союз «и». Фэнсионом и ничем иным предлагает считать автор некую долю терри­ тории города, размером от нескольких аршинов, косых саженей до несколь­ ких верст по диагонали, «в поперечнике» больше не требуется будящую воображение горожан (и гостей), в количестве от одного человека до весомо­ го процента всего городского населения. Подобно земле обетованной, он от­ крывается лишь избранным, и в этом смысле элитарен, хотя есть фэнсионы общепризнанные («Летний сад», «Марсово поле») и есть известные лишь узкому кругу любителей: арка на Галерной или боковая дорожка в Летнем саду, на которой назначались любовные свидания (стертые мраморные сту­ пени пристани; как бы подштопанная иглой гладь Лебяжьей канавки; запах кофе и звуки вальса из Кофейного домика; Соляной городок визави). А есть и вовсе существующие в единственном экземпляре: случай Ахматовой, ви­ девшей в Летнем одномоментно и нынешние подновленные изваяния, и те же статуи под Невской водой наводнения 1924-го, и их же засыпанные «жирной осенней» землей, из траншеи 1942-го... (зеркальность дат). Кото­ рые из богинь настоящие? - все. Без иллюзии, фата-морганы Петербург не существует. Это паноптикум визионерства, реестр бессмертных фантомов, открывающихся лишь вольно­ му фэнсионеру - «гуляке праздному», коллекционеру пустяков. Он читает город, как раскрытый фолиант (питерское «Руководство по магии», с вока­ булами заклинаний, с рецептами зелий и эликсиров), он перепархивает из эпохи в эпоху в трансе (кокаинистам не угнаться), в медитации (йогам не светит) солнечных days-dreems, снах наяву. Его видения порой ярки, словно фейерверки петровских ассамблей на непривыкшем к ним российском небе. Но некая интимность набрасывает покров. Так, вуаль «Дамы в голубом» с полотна забытого художника, затеняет черты ее облачком тревоги от любо­ пытства зевак, от кошмара общедоступности. Во всех на свете поисках мы ищем, в сущности, одно и то же «победив­ шее смерть слово и разгадку жизни своей». Праздная, аристократическая, абсолютно бесцельная прогулка по фэнсиону - аналог эзотерического посвя­ щения, астрального путешествия вдоль по жизни, в конце которого есть на­ дежда обрести некий ее секрет, для каждого особый (грааль, панацею, элик­ сир, аленький цветочек, философский камень, золотой ключик, локон Афро­ диты, мел Тамерлана, Свирель России, имя Бога: тетраграмматон - что кому больше нравится...) Невидимой хрустальной пирамидой тысячегранником подымающий­ ся над петербургскими туманами-гранитами фэнсион бессмертен. 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz