Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

ШХроищая (улица-маскарад) ГЛАВНАЯ ТЕМА УЛИЦЫ: карнавал как метод искусства Маска, приросшая к коже лица, - кошмар человека искусства. Понятие Карнавала - одно из древнейших и центральных в культуре, символ вольного праздника творчества, власти художника во времени и веч­ ности (помянем с благодарностью проницательного Бахтина). Как и искус­ ство, беззаконный Карнавал создает альтернативный мир mundus alter и в сущности является репетицией смерти (инобытия). Карнавал, как и искусство, опасен для своих адептов тем, что склонен переворачивать устоявшуюся реальность «с ног на голову», меняя места­ ми небо и землю, плюс и минус, красоту и уродство, добро и зло. Стихия Карнавала вне морали и религии, она не ведает суда и стыда. Подобно настоящему художнику, Карнавал не копирует реальность, а рождает соб­ ственный мир, которого вовсе без него не существовало бы. К тому же, люди искусства сочиняют не только сюжеты и героев своих произведе­ ний, но и себя самих (как говаривал Иннокентий Анненский, «первая задача поэта - выдумать себя»). Но это путь слишком близкий к гибели. Расплата настигает и тех, кто меняет разные маски, и тех, кому выдуман­ ная личина заменяет лицо, «прирастая» к нему, и тех, кто пытается эту маску сорвать. Карнавал следует считать центральным и основополагающим для фэнси­ она Трапеция понятием уже по определению (fancy ball - костюмированный бал, маскарад, fancy dress маскарадный костюм). 107

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz