Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

как фэнсион в мозгу его великого основателя. ІІа протяжении всей истории города наличие в Петербурге фэнсионов признавалось абсолютным боль­ шинством населения, которое давало разным «участкам городской заст­ ройки» характерные собственные имена к примеру, нежно-сентименталь­ ная Коломна, где прогуливались по берегам каналов Мечтатель с Настень­ кой, или обывательские Пески, в одной из улочек которых выбирала себе жениха купеческая дочь Агафья Тихоновна. Все это ведь не просто геогра­ фические районы, административные «дишгрикты», каждый из них обла­ дает оригинальной физиономией, только ему присущим характером, экс­ клюзивной «памятью места», что. собственно, и делает его фэнсионом. По общего родового имени для фрагментов великой мозаики города, петербур­ гской смальты, до сих пор не возникало. Бюрократический «район» (тем паче «микрорайон») отдает казенщиной, чиновничьими палатами - «кон­ тора пишет...» «Участок» напоминает об «участковых», с их неизбывным «тащить и не пущать». «Территория» - слишком расплывчато по значе­ нию. «Часть», «слобода» давно использованы в конкретном смысле приго­ родной слободы, административной части («Дворцовая слобода», «Рожде­ ственская часть»), как и специфическая для Петербурга «сторона» («Вы­ боргская сторона») - конкретные исторические понятия, не совпадающие с предметом нашего исследования. Современные «жилмассивы» (чуть не написала лжимассивьт) и «квартала», «горзоны», «комплексы элитные и бизнес-класса» тоже не подходят. При Александре I столица (то есть современный центр города, не столь уж изменившийся архитектурно г тех пор) методично поделена была на две­ надцать частей: Адмиралтейскую, Литейную, Казанскую, Спасскую, Рожде­ ственскую и так далее, часть состояла из участков, каждым из которых ведал пристав, участки в свою очередь делились на околотки, подлежащие около­ точным надзирателям, околотки - на кварталы, под надзирателями квар тальньтми. Фэнсион тоже состоит из кварталов, его можно, если угодно, и на околотки поделить, но возникает он иным образом, не путем «простого» («кле­ точного») деления и не в чиновничьей голове, а если и в ней, то не по долгу службы, а по страстному влечению. Заманчиво: «истрепанную карту» Санкт- Петербурга раскрасить в таинственные цвета фэнсионов, но у каждого жите­ ля своя такая карта, и абрисы, и палитра ее разные. Феномен фэнсиона предполагает визуальное общение с тем или иным уголком города, любование внешними его чертами (а детали Питера, порой намеренно «для любованья, как бы поставлены на ладонь»), но также и ин­ теллектуальное, интуитивное и в определенном понимании мистическое про­ никновение в его историческую культуру (культурную историю), во всю эту фантастическую и фатальную перекличку голосов, идей, судеб, всегда звуча­ щую для настроенного слуха на петербургских мостах или во дворах-колод­ цах с их многократным эхом. Итак, фэнсион, «хоть слово дико, но мне ласкает слух оно». Ревнителей чистоты русской речи, ее защиты от иноземных вторжений, наверное, не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz