Андреева, О. А. Преображение : повести. Рассказы / О. А. Андреева. – Мурманск : Север, 1992. – 198 с., [1] л. портр.
После того, как монархическая парадигма себя из жила, народ принял новую парадигму, она восприни малась им как сакральная в то время. К чему сейчас говорить, что это была ”не та” власть? Это была та власть, которая только и могла быть тогда, и ее принятие облегчалось тем. что она имела точки соприкосновения с предыдущей монархической парадигмой. Это, в сущности, просто, вы обязаны понять. Мы сейчас, государи мои, — говорил он, — склонны считать себя хуже всех, гаже всех, подлее всех и даже смердяковское "хорошо бы быть завоеванными” прини маем. Мы призываем на свои головы чуму. Но это — поверхностное состояние... И уж совсем просто, совсем ”на пальцах” . Там, где сакральное обернулось диавольским — и могло ли быть иначе? — там глупо говорить об "искривлениях” и "ошибках” , там на сцену истории выходит абсолютное зло. ГУЛАГ — абсолютное зло, и испытать его чело вечеству было необходимо; мы стали колумбами зла. Мы освоили новое экзистенциальное пространство ГУ ЛАГа и Колымы, мы приняли на себя абсолютное зло человечества. Бывают нации ”эмпирическо-этнографи- ческие” и бывают метафизические, сакральные. История сакральных наций — это земное выражение космической мистерии, недоступной во всей полноте. К таким нациям относятся русские и евреи, с высшей точки зрения — это одна и та же нация, но в разных духовно-исторических пространствах. В их распрях ведет спор сама с собою душа этой страны, отсюда и взаимное тяготение, и вза имная нелюбовь, и неизбежное единение... Он проповедовал еще, в первый миг — понятное, ослепительное, но сразу тускнеющее в уме. Часть Липа не услышала, пропустила, но больше всего поразили ее слова о мистерии, которая недоступна во всей полноте, о мистерии, из которой мы помним несколько последних актов, и видим — наш, но даже его финала не можем предсказать, ибо это не дело — человека. Болезненно резонировала мысль Черных с ее собственным ощуще нием музыки в себе и себя в музыке —- восьмой нотки, маленькой фигурки на полях растрепанной, неряшливой партитуры. ...Все съедено, проворовано, ничего не осталось, кро ме рояля да часов над роялем, да пустого графина, 134
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz