Андреева, О. А. Преображение : повести. Рассказы / О. А. Андреева. – Мурманск : Север, 1992. – 198 с., [1] л. портр.
Тогда же она — впервые — услышала эту фамилию, Черных. Черное: отсидел по 70-й, до того — из газеты был уволен за то, что подписал какое-то "Письмо к съез ду” , немыслимое, и теперь сторожем работает и раз вращает всяких дурачков. Это все подруга Оля-первая выпалила, с круглыми глазами (вы слыхали?!) — а той, кажется, Татьяна сообщила по секрету, ”как умной де вочке” ... И это — уже совсем близко к Потресову. Горячо, горячо. Кипяток... Что Липа понимала в этом? По-Липиному так: есть Инструмент (пружина, молоточки, колокольчики). И есть такие как Потресов и Черных, бесы рояльные, черти зазеркальные, которым в инструменте тесно. Не желают они головы подставлять под молотки! Им — хоть и вовсе рояль разбить. Вывернуть его наизнанку. И что взамен? Неизвестно. Пугает? Нет. Почему? Потому что музыку сломать нельзя. Ее можно сыграть по-другому. Можно новую написать. Можно лад поменять, ключ и гармо нию. И даже должно все это. Музыка трудами Черных и К° обновляется. Они страданья не хотят, а того не понимают, что без страданья — не зазвучит. Они преж нюю боль хотят на новую поменять, вот что. Это уже было много раз, и будет еще, и бояться этого не надо. А не жаль старого доброго ”фо-но”? Ведь в нем - было все-таки — счастье? ” Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали” ... Любовь и юность, и полет на крылатом коне! Было ведь? Было, несмотря ни на что! Да, но и — мука, изначальная мука натянутых струн, больных нервов, деревянных, точных ударов по темени. Водонапорная башня, с ее стенами, выложенными из десяти рядов кирпича, самая старая постройка в го роде и чуть ли не самая высокая, Липе представлялась осью часовых стрелок, грифом скрипки, пробкой графина — неуязвимым стержнем системы, гвоздем, вколоченным в ее центр... Такой башней, как тараном, — да по роялю! И это — музыка. И то, что потом на пепелище, на кладбище, из обломков рояля, из белых-черных кос точек взойдет, — будет музыка. Что все черные слова и весь этот шепоток по ко ридорам, если у Потресова — новая музыка, никем не сыгранная! Что Татьяна Сергеевна с вытаращенными 111
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz