Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

кабинет, а также укрепились связи школы с шефами - воинскими частями и судоремонтным заводом. На воен­ ных кораблях проводились уроки мужества и начальной военной подготовки. В школе был организован семинар с участием зам. министра народного образования Л. К. Балясной, прохо­ дили встречи с такими людьми, как композитор А. Пах­ мутова, поэт Н. Добронравов, писатель и композитор Е. Жарковский, Герой Советского Союза командир под­ водной лодки С-56 Г. Щедрин и др. Педагогический коллектив школы не раз завоевывал переходящее Красное знамя в социалистическом сорев­ новании школ Североморска и пригородной зоны. Являлась секретарем учительской комсомольской, учительской партийной организаций, была депутатом Североморского городского Совета. Награждена медалью "За доблестный труд. В озна­ менование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина", значками "Отличник народного просвещения", "Отличник просвещения СССР", значком ЦК ВЛКСМ "За активную работу с пионерами". Заслуженный учитель школы РСФСР. ВЕРА ИВАНОВНА (1925-1996) Родилась в Саратовской обл. В 1957 г. окончила Петроза­ водское педучилище. С 1958 по 1986 г. - воспита­ тель, воспитатель-методист в дет­ ском саду № 5 г. Ковдора Работала грамотно, проявляла инициативу, являлась хорошим организатором. Умела анализиро­ вать и планировать работу с уче­ том выявленных недостатков. Держала под контролем учебно- воспитательный процесс. Благо­ даря этому добилась хороших результатов. Детский сад много лет работал на доверии, был базовым учреждени­ ем по трудовому воспитанию детей, много раз побеждал в социалистическом соревновании, завоевывал призы на районных и областных смотрах-конкурсах игровых ком­ плексов, детских рисунков, знания правил дорожного движения. Под ее руководством педагогический коллектив еже­ годно участвовал в методической работе: проведении открытых мероприятий для слушателей районных курсов повышения квалификации, семинаров-практикумов, дней открытых дверей, дней профессионального мастерства. Созданный ею методический кабинет неоднократно занимал призовые места в городских смотрах-конкурсах, являлся центром педагогической работы. Как воспитатель-методист разработала программу по ознакомлению дошкольников с природой Севера. Кон­ сультировала родителей по вопросам воспитания, обу­ чения и развития детей, организовала работу "педагоги­ ческого всеобуча", руководила проведением таких со­ вместных с родителями мероприятий, как "Лыжня зовет", дни открытых дверей, озеленение и оборудование тер­ ритории детского сада. Была хорошим наставником начинающих педагогов Щедро делилась с ними опытом работы. ТАРАСОВА КЛАВДИЯ АРСЕНТЬЕВНА (1926-2001) Родилась в Вятской губернии (Кировская обл.). С 1943 по 1945 г. - табельщица, рыбообработчица в пос. Сайда-Губа. С 1945-1948 г. - студентка Мурманского педучилища. 21 год проработала учителем начальных классов в пос. Африканда. С 1966 по 1969 г. - зав. начальной школой, с 1969 по 1994 - учитель начальных классов в ср. школе № 3 затем в ср. школе № 4 пос. Поляр­ ные Зори. Основывала работу на принци­ пах развивающего обучения. Диф­ ференцированно подходила к на­ грузке детей, относилась к ним доб­ рожелательно. Уроки строила так, чтобы полнее раскрыть способности каждого, сформировать интерес к знаниям. Ученики ее класса отли­ чались глубокими и прочными знаниями. В процессе изучения математики использовала передовой опыт учителей по формированию вычислительных навыков и развитию мышления. Делилась опытом работы с коллегами, выступала на районных и областных конференциях, педагогических чтениях с докладами "Развитие устной и письменной речи младших школьников". "Формирование орфографи­ ческой зоркости", "Обучение каллиграфии" Много лет руководила методическим объединением учителей на­ чальных классов школы № 3. В Африкандской школе руководила хором и танце­ вальным кружком, которые не раз занимали призовые места на смотрах художественной самодеятельности в г. Мурманске. Активно участвовала в просвещении населения. В ср. школе № 4 избиралась председателем профко­ ма, в школе № 3 - секретарем парторганизации, 6 раз была депутатом городского Совета депутатов трудящих­ ся, сначала Кировского, затем Апатитского. Награждена медалями "За доблестный труд в Вели­ кой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "Ветеран тру­ да", значком "Отличник народного просвещения". ТЕРЕНТЬЕВА СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА (1935) Родилась в г. Золотоноша Чер­ касской обл. С 1953 по 1964 г. работала ст. пионерской вожатой в Юкспор- ской восьмилетней школе г Ки­ ровска. С 1965 по 1970 г. училась в Карельском гос. пединституте. С 1970 г. - учитель немецкого языка в школе № 12 пос. Зашеек, с 1990 - в ср. школе № 16 (гимна­ зия № 1) пос. Полярные Зори. В работе использует новые технологии и методы: элементы развивающего обучения, методы личностно-ориенти­ рованного обучения, интенсивного обучения иностран­ ным языкам, проектов и др. Создает оптимальные усло­ вия для овладения немецким языком Добивается раз­ нообразия практической деятельности учащихся, для этого использует презентации лучших творческих работ по темам, диалоги, дискуссии, телерепортажи, телемос­ ты, ролевые игры, конкурсы, викторины, прогнозы. Опыт ее работы с консультантами обобщен кабинетом ино­ странных языков Мурманского областного ин-та усовер­ шенствования учителей. Дает устойчивые знания. Ее ученики побеждают на олимпиадах, участвуют во внеклассных мероприятиях по немецкому языку, общаются с носителями этого языка. Много лет является наставником молодых учителей и практикантов, повышает собственное профессиональ­ ное мастерство, занимается исследованиями. В рамках эксперимента школы по созданию модели многопро­ фильной гимназии разработала и с 1991 г. реализует авторскую программу "Немецкий язык как второй ино­ ТАРАСЕВИЧ 93

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz