Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

вый выпуск инженеров-судоводителей и инженеров- судомехаников. Награжден орденом Красной Звезды, медалями "За оборону Советского Заполярья", "За победу над Герма­ нией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", получил 3 благодарности Верховного Главнокомандую­ щего генералиссимуса И. В. Сталина. РОДИН АНАТОЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1924-1997) Участник Великой Отечествен­ ной войны. Окончил Мурманский гос. педин­ ститут. С 1949 г. - учитель математики в школе № 9 г. Мурманска, с 1951 - секретарь обкома профсоюза ра­ ботников просвещения, высшей школы и научных учреждений, с 1953 - учитель школы № 7 г. Мур­ манска, с 1956 - директор школы № 9, зав. Ленинским роно г. Мур­ манска, с 1961 - зав. Мурманским гороно, зам. председателя Мурманского горисполкома, с 1971 - директор ср. школы № 8. С 1972 г. и до ухода на пенсию руководил областным управлением профтехоб­ разования. Настойчиво добивался расширения сети профессио­ нальных учебных заведений, решал задачу полного обеспечения предприятий рабочими кадрами за счет выпускников местных профтехучилищ. Количество учи­ лищ за годы его руководства возросло вдвое, в них ве­ лось обучение более чем по 100 специальностям, число учащихся достигло 15000. Был расширен методический кабинет при управлении, объем работы по подготовке и повышению квалификации инженерно-педагогических кадров увеличился. Вырастил плеяду руководителей учебных заведений начального профессионального образования. При нем оно стало важнейшей составной частью единой образо­ вательной системы области. Активно работал в областном комитете защиты мира. Награжден орденами Красной Звезды, Отечествен­ ной войны I степени, "Знак Почета", Дружбы народов, пятью медалями, значками "Отличник народного про­ свещения", "Отличник просвещения СССР". Заслужен­ ный работник профтехобразования. РАДИОНОВА НИНА ВАСИЛЬЕВНА (1934) Родилась в г. Кировске Мур­ манской обл. В 1954 г. окончила Мурманский гос. пединститут. Работала учителем математи­ ки и физики в вечерней ср. обще­ образовательной школе № 2, с 1963 г. - учителем математики, с 1969 - зам. директора по учебно- воспитательной работе, с 1973 - директором в ср. школе № 17 г. Мончегорска. С 1979 по 1990 г. возглавляла комиссию по народному образованию городского Совета народных депутатов. В 1978 г. педагогический коллектив школы № 17 на­ чал работать по теме "Трудовое воспитание и профори­ ентация учащихся". Под руководством директора была создана система трудового воспитания, укреплены связи между школой, ПТУ, цехом электролиза никеля комбина­ та "Североникель", успешно решалась задача профес­ сионального самоопределения выпускников. Возглавила работу по созданию сплоченного учени­ ческого коллектива путем развития ученического само­ управления. Администрация школы проводила педсове­ ты и совещания по таким вопросам, как "НОТ - резерв повышения эффективности и качества обучения", "Фор­ мирование классного коллектива" и др., умело направ­ ляла и координировала действия учителей, устраивала общественные смотры знаний. Благодаря этому удалось более эффективно организовать учебную деятельность учащихся, их самообразование и самовоспитание По ее инициативе была проведена педагогическая диагностика младших школьников. Диагностика помогла определить интеллектуальные, психофизические осо­ бенностей детей, решить задачу индивидуализации обучения, обусловила открытие одного из первых в г. Мончегорске классов выравнивания. С 1994 г. в связи с введением национально­ регионального компонента в государственный образова­ тельный стандарт организовала работу школы по теме "История, традиции, культура Кольского Севера". Изуча­ ются история, география Мурманской обл , народное искусство Северо-Запада, проводятся спецкурсы, ор­ ганизуются факультативы и кружки ("Особенности живой речи кольских поморов", "Прикладное искусство саамов" и т. д.); школьники участвуют в конкурсах: городских ("Интеллект-97, 98, 99"), областном ("Моло­ дые исследователи Севера") и республиканском ("Шаг в будущее"). С 1998 г. приоритетным направлением деятельности педагогического коллектива школы является создание образовательной среды для личностно-ориентирован­ ного обучения и воспитания. Разработана карта эксперт­ ной оценки потенциала урока. Награждена медалью "За доблестный труд. В озна­ менование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина", Почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР, значком "Отличник народного просвещения". Заслужен­ ный учитель школы РСФСР. РОДИОНОВА РОЗА СЕРГЕЕВНА (1928-1993) Родилась в Вологодской обл. Окончила Вологодский гос. пединститут. С 1962 г. работала учителем географии в школе № 17 Ковдор- ского р-на. Ее уроки отличались целена­ правленностью, разнообразием форм работы, насыщенностью материала, последовательностью его изложения, связью с совре­ менностью. Настойчиво формиро­ вала у учащихся трудовые умения и навыки, развивала интерес к своему предмету, приро­ де и экономике Мурманской обл. Много времени и сил отдавала изучению родного края. Организовывала экс­ курсии на предприятия города и области, в Лапландский и Туломский заповедники, на Туломскую ГЭС, рыболо­ вецкие суда. Создала в школе краеведческий музей, материалы которого используются на уроках изучения родного края. Многие учащиеся - "сотрудники" краеведческого музея, - выучившись, стали геологами. Активно занималась общественной работой, явля­ лась председателем географического общества при Кольском научном центре Академии наук СССР. Награждена значком "Отличник народного просвеще­ ния", Почетной грамотой президиума Географического общества СССР. 86

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz