Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

школе № 37 г. Мурманска. С 1965 г. работает в Мурман­ ском гос. пединституте. Опытный преподаватель-методист и эксперимента­ тор, обладает хорошим профессиональным чутьем. Является одним из ведущих лекторов-психологов инсти­ тута. Разработала ряд спецкурсов по общей, возрастной и педагогической психологии, программы по психологи­ ческой практике. Автор и соавтор статей и методических рекомендаций для учителей области. Читает лекции и проводит консультации на курсах учителей в Мурманском областном ин-те повышения квалификации работников образования, ведет занятия в педагогических лекториях. Вместе с другими препода­ вателями института участвовала в работе университета педагогических знаний для мастеров производственного обучения системы профтехобразования, вела занятия по социальной подготовке в университете марксизма- ленинизма при Мурманском горкоме КПСС. Создала и организовала работу школы будущего учителя при факультете педагогики и методики началь­ ного обучения, была одним из организаторов общест­ венной проблемной лаборатории кафедры института и облоно "Учебно-воспитательная работа с детьми шес­ тилетнего возраста в условиях школы". Участвует в ра­ боте общественной лаборатории "Ребенок и Север", которая ведет экспериментальные исследования в ср. школах с. Ловозера, № 31, 36, детском саду № 20 г. Мурманска. Награждена значком "Отличник народного просвеще­ ния", Почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР и республиканского комитета профсоюза работ­ ников просвещения, высшей школы и научных учреж­ дений. ОВЧАРОВА НАДЕЖДА МАКАРОВНА (1927) Родилась в Смоленской обл. Трудовую деятельность начала в годы Великой Оте­ чественной войны в 16 лет. Работала помощником опе­ рационной медсестры в госпитале, располагавшемся в г. Мончегорске (позднее его преобразовали в военно- полевой санитарный поезд, курсирующий по маршруту Мурманск - Петрозаводск). С 1949 г. - библиотекарь школы № 1 г. Мончегорска. Заочно окончила Гатчинское педучилище Ленинград­ ской обл. С 1958 по 1997 г. - учитель начальных классов в шко­ лах № 1, 8 г. Мончегорска. Руководила методическим объединением учителей начальных классов, была за­ местителем директора по учебно-воспитательной работе на общественных началах в школе № 1. Вела большую методическую работу в городе: возглавляла школу мо­ лодого учителя, Одной из первых в Мончегорске овладела методикой преподавания в классах для детей с задержкой психиче­ ского развития. Модифицировала авторскую программу по обучению и воспитанию таких детей. Модификацию стали использовать другие учителя. Уделяла много вни­ мания всестороннему развитию, здоровью детей. Стре­ милась укрепить связи с родителями и общественно­ стью. Результат проведенной ею учебной и воспита­ тельной работы - готовность детей к обучению в сред­ нем звене в общих классах. Награждена орденом Отечественной войны II степе­ ни, значком "Отличник народного просвещения". ОЛЬХОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕВГЕНЬЕВИЧ (1919) Родился в г. Петрограде. В 1942 г. окончил Ленинградский гидрографический ин-т Главсевморпути. Во время Великой Отечест­ венной войны работал в тылу В 1950 г. ему присвоено уче­ ное звание доцента, в 1964 - профессора. С 1952 г. работает в Мурман­ ском высшем мореходном учили­ ще зав. кафедрой судовождения, ■мц деканом основанного им судово- ^ g g S Д дительского факультета, прорек- Щ Т? Я р тором по учебной и научной рабо- Я И ііІ ш те, проректором по научной ра­ боте. Инициатор и организатор создания в вузе хозрасчет­ ного сектора для выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на флотах и предпри­ ятиях рыбной промышленности Севера. Заложил основы новой научной дисциплины "Промы­ словая навигация", основал свою научную школу. Широ­ ко известен не только в научном мире, но и среди про­ мысловиков. Под его руководством были начаты иссле­ дования по автоматизации промыслового судовождения, по разработке математических основ автоматизации тралового и кошелькового лова. Имеет труды в области гидрографии, радионавига­ ции, автоматизации промыслового судовождения. Его книги и методические работы по промысловой навигации и автоматизации промыслового судовождения широко используются как в отечественных, так и в зару­ бежных исследованиях, изданы на английском языке. Автор учебников и учебных пособий для студентов высших учебных заведений. Основные из них: "Автома­ тизация промыслового судовождения и тактическое управление промыслом", "Навигация и промысловая навигация". Эти книги сыграли важную роль в подготовке нескольких тысяч судоводителей-промысловиков. Много лет возглавлял Мурманское областное отде­ ление Всесоюзного общества "Знание". Награжден орденами Красной Звезды, "Знак Почета", пятью медалями. Почетный полярник. Заслуженный работник культуры РСФСР Почетный академик Акаде­ мии транспорта РФ. ПАВЛОВА АНТОНИНА МИХАЙЛОВНА (1923) Родилась в д. Мальчино Псковской обл. С 1931 г. живет в г. Кировске. В 1941-1942 гг. участвовала в строительстве аэро­ порта, работала медсестрой в госпитале. С 1942 по 1945 г. находилась в эвакуации в Архангельской обл. Была избачом, учителем начальных классов. После Великой Отечественной войны работала учи­ телем начальных классов в ср. школе № 1, учителем биологии, химии, географии в пос. Кукисвумчорр, а с 1951 по 1980 г. - учителем биологии в школе № 12 г. Кировска. В 1949 г. заочно окончила естественно­ географический факультет Ленинградского гос. педин­ ститута им. А. И. Герцена. Создала уникальный (с почвой, нанесенной на скалы) пришкольный участок, который стал филиалом самого северного в мире ботанического сада - Полярно- Альпийского. Работа на участке стала важным фактором трудового воспитания учащихся. Урожай шел на питание детей. Саженцы деревьев и кустарников использовались для озеленения города, усадьбы совхоза "Индустрия", аналогичных участков в других школах. Все учащиеся прошли юннатскую школу. Выращенные овощи экспони­ ровались на ВДНХ СССР. На базе участка проводились семинары учителей и руководителей района и области, за опытом приезжали учителя из других городов 79

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz