Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.
От составителей "Педагогическая энциклопедия Мурманской области. XX век. История в лицах" - из дание скорее справочное, нежели научное; оно содержит информацию о работниках про свещения ушедшего века. Отбор кандидатур для статей книги велся в основном в школах и органах управле ния образованием. Учитывались предложения и рекомендации педагогических коллекти вов, бывших учащихся, заведующих городскими и районными отделами образования. Принимались во внимание и предложения, поступившие от городских советов ветеранов педагогического труда, ветеранов Великой Отечественной войны, областного совета ве теранов пионерского движения, старожилов Мурманской области. Сведения о педагогах первой половины XX в. брались в основном из архивных источников. Но исторические события далеко не всегда способствовали сохранению нужных материалов, поэтому о некоторых педагогах удалось собрать только крайне скудные сведения, а некоторых - просто упомянуть. При характеристике отдельных периодов истории образования авторы ориентиро вались на работы известных краеведов области И. Ф. Ушакова, А. А. Киселева, В. В. Дра- нишникова, С. Н. Дащинского и др. Материалы по народному образованию, хранящиеся в архивах, мало изучены и не систематизированы. Предлагаемая читателям книга является первой попыткой дать упо рядоченную информацию о людях, оставивших заметный след в истории образования области. Отбирая материал, составители стремились максимально объективно отразить вклад каждого учителя, воспитателя, руководителя образовательного учреждения, госу дарственной и общественной организации в обучение и воспитание подрастающего по коления. Образование рассматривается в книге как единая непрерывная система, включаю щая учреждения дошкольного, начального, общего среднего, среднего, высшего профес сионального и дополнительного образования независимо от их ведомственной принад лежности и статуса. Сложные, а порой и противоречивые этапы в жизни общества и государства не мог ли не отразиться на содержании издания. Материал, включенный в книгу, несет отпеча ток общественных тенденций, в свое время определявших развитие педагогической нау ки и практики. Составители выражают признательность за помощь в подготовке книги работникам Государственного архива Мурманской области, архива комитета по образованию Мур манской области, областной научной библиотеки, областного краеведческого музея, му зеев Мурманского педагогического института, Мурманского государственного техническо го университета, педагогического и морского колледжей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz