Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

От составителей "Педагогическая энциклопедия Мурманской области. XX век. История в лицах" - из­ дание скорее справочное, нежели научное; оно содержит информацию о работниках про­ свещения ушедшего века. Отбор кандидатур для статей книги велся в основном в школах и органах управле­ ния образованием. Учитывались предложения и рекомендации педагогических коллекти­ вов, бывших учащихся, заведующих городскими и районными отделами образования. Принимались во внимание и предложения, поступившие от городских советов ветеранов педагогического труда, ветеранов Великой Отечественной войны, областного совета ве­ теранов пионерского движения, старожилов Мурманской области. Сведения о педагогах первой половины XX в. брались в основном из архивных источников. Но исторические события далеко не всегда способствовали сохранению нужных материалов, поэтому о некоторых педагогах удалось собрать только крайне скудные сведения, а некоторых - просто упомянуть. При характеристике отдельных периодов истории образования авторы ориентиро­ вались на работы известных краеведов области И. Ф. Ушакова, А. А. Киселева, В. В. Дра- нишникова, С. Н. Дащинского и др. Материалы по народному образованию, хранящиеся в архивах, мало изучены и не систематизированы. Предлагаемая читателям книга является первой попыткой дать упо­ рядоченную информацию о людях, оставивших заметный след в истории образования области. Отбирая материал, составители стремились максимально объективно отразить вклад каждого учителя, воспитателя, руководителя образовательного учреждения, госу­ дарственной и общественной организации в обучение и воспитание подрастающего по­ коления. Образование рассматривается в книге как единая непрерывная система, включаю­ щая учреждения дошкольного, начального, общего среднего, среднего, высшего профес­ сионального и дополнительного образования независимо от их ведомственной принад­ лежности и статуса. Сложные, а порой и противоречивые этапы в жизни общества и государства не мог­ ли не отразиться на содержании издания. Материал, включенный в книгу, несет отпеча­ ток общественных тенденций, в свое время определявших развитие педагогической нау­ ки и практики. Составители выражают признательность за помощь в подготовке книги работникам Государственного архива Мурманской области, архива комитета по образованию Мур­ манской области, областной научной библиотеки, областного краеведческого музея, му­ зеев Мурманского педагогического института, Мурманского государственного техническо­ го университета, педагогического и морского колледжей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz