Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

"Подготовка младших школьников по туризму", "От на­ чальной подготовки - к спортивному мастерству"), дает открытые уроки, информирует коллег о новых методах преподавания. В школах города работают учителями физкультуры, тренерами-преподавателями его бывшие ученики. Имеет звание судьи национальной категории, явля­ ется президентом федерации баскетбола г. Северомор­ ска, зам. председателя федерации баскетбола Мурман­ ской обл., зам. председателя горспорткомитета. Публиковал статьи в журнале "Физкультура в школе", в информационном сборнике Мурманского областного ин-та усовершенствования учителей. Награжден орденом "Знак Почета", медалью "Вете­ ран труда", значком "Отличник народного просвещения". Заслуженный учитель школы РФ. МИХАЙЛОВА НИНА МИХАЙЛОВНА Окончила Ярославский пединститут. С 1947 по 1984 г. работала в г. Коле: воспитателем в интернате ср. школы № 1, учителем в школах № 2 ,1. По вечерам преподавала в вечерней школе, дежурила в интернате. Много времени уделяла факультативам и дополни­ тельным занятиям по математике. Скромная, трудолюбивая, принципиальная, с разви­ тым чувством справедливости. Многие ее ученики поступили в высшие учебные заведения, стали учителями, врачами, инженерами. Была руководителем методического объединения учителей математики. МИЩЕРИНА АНТОНИНА АНДРЕЕВНА Родилась в Воронежской обл. С 1947 г. работала учителем начальных классов. С 1953 г. - зам. директора по учебно-воспитательной работе, одновременно преподаватель русского языка и литературы в одной из школ г. Макеевки Украинской ССР, с 1965 - директор школы рабочей молодежи на о. Шпицберген, с 1971 по 1985 г. - директор ср. школы № 2 г. Апатиты Мурманской обл. Высокообразованная, требовательная к себе и под­ чиненным. Сумела создать работоспособный, нацелен­ ный на высокий положительный результат педагогиче­ ский коллектив. Управленческую деятельность строила на принципах педагогики сотрудничества. В школе № 2 создала совет отцов. Опираясь на него, воспитывала у учащихся самодисциплину, гражданственность, пат­ риотизм. Используя шефские связи с Кольским филиа­ лом Академии наук СССР, добилась создания на базе своего учебного заведения "Малой академии" для стар­ шеклассников, школы юных математиков и физиков для одаренных детей. При школе работал лекторий для учителей и учащих­ ся, где ученые читали лекции о достижениях мировой науки. Учащиеся отличались высокой степенью обучен­ ности и воспитанностью. Большинство из них поступили в ведущие вузы страны. Создала оптимальную систему воспитательной рабо­ ты, благодаря которой каждый ученик мог проявлять и развивать свои способности и таланты: работали клу­ бы старшеклассников "Ровесник", интернациональной дружбы, туристско-краеведческий, поисковые отряды, музей боевой и трудовой славы, музей Н. Островского, ленинская комната и др. Педагогический совет считала главным инструмен­ том повышения профессиональной компетенции педаго­ гов, органом власти, способным вырабатывать и прини­ мать решения о ходе дальнейшего развития школы, о повышении качества учебно-воспитательного процес­ са. К подбору тем для педсоветов, выработке решений подходила очень требовательно. Школа № 2 была одной из лучших в городе, в ней царили дух науки, компетент­ ность, взаимопонимание, порядок. Избиралась депутатом городского Совета депутатов трудящихся, возглавляла комиссию по народному обра­ зованию. Награждена значками "Отличник народного просве­ щения", "Отличник просвещения СССР", Почетной гра­ мотой Министерства просвещения СССР. МОГИЛЯНСКАЯ ТАИСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА (1929) Родилась в Ленинградской обл. По примеру отца - сельского учителя - всю жизнь посвятила служению детям В 1951 г. окончила учительский ин-т и приехала в г Мурманск Работала в среднем мореходном училище, а по вечерам - в школе рабочей молодежи. С 1954 г. - учитель школы № 8 Здесь наиболее полно и ярко рас­ крылся ее педагогический талант. Совмещая работу с учебой, физико-математический факультет Ленинградского пединститута. Личность яркая, многогранная, творческая. Обладает неисчерпаемой энергией, жизнелюбием, разносторонни­ ми талантами. Пользуется уважением у учащихся, роди­ телей, коллег. Ее имя широко известно педагогической общественности города. С ее участием осуществляются многие школьные начинания. Смело применяет в обучении активные формы и ме­ тоды. В течение многих лет руководит клубом "Эврика", организует исследовательскую деятельность учащихся. Одной из первых освоила работу в классах электротех­ нического профиля, реализовала программы углублен­ ного изучения физики, составляла программы совмест­ ной работы с преподавателями Мурманского государст­ венного технического ун-та (участвовала в реализации принципа непрерывного образования). Отличный организатор учебного труда детей. Уро­ вень подготовки ее учеников очень высок: среди них много победителей олимпиад по физике, в течение ряда лет большинство ее выпускников, желающих поступить в вузы физико-технического профиля, достигает этой цели и успешно оканчивает их. Среди ее питомцев есть кандидаты, доктора наук, врачи, педагоги, инженеры, предприниматели. Награждена орденом "Знак Почета", дважды удо­ стоена гранта Сороса. Заслуженный учитель школы РСФСР. МОИСЕЕВА МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА (1930) Родилась в Архангельской обл. С 1952 г. работает учителем математики в ср. школе № 2 г Мур­ манска. Учитель-мастер. Первой в округе объявила свои уроки открытыми Из года в год обеспечивает высокую успеваемость и прочные знания учащихся по математике. В течение 25 лет была зам ди­ ректора по учебно-воспитательной работе. Руководила процессом обновления содержания образова­ ния. Инициатор перехода педагогов школы на новые 75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz