Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

реждения проводились республиканские и областные семинары, его опыт использовали во многих городах и областях России. Избирался президентом Международной ассоциации работников центров образования (1991), депутатом Мурманского областного Совета народных депутатов, членом Мурманского обкома КПСС. Награжден значком "Отличник просвещения СССР". Заслуженный учитель школы РСФСР. МАНУХИН ВИТАЛИЙ ПРОХОРОВИЧ (1932) Родился в 1932 г. в Архангель­ ской обл. Окончил Мурманское педучили­ ще, заочно - Ленинградский гос. пединститут им. А. И. Герцена. По­ лучил специальность "Учитель ис­ тории". В 1974 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кан­ дидата педагогических наук, в ко­ торой теоретически обосновал со­ держание, формы и методы взаи­ модействия школьных и воинских коллективов. Трудовую деятельность начал в 1952 г. ст. пионерво­ жатым и учителем в Ловозерской ср. школе. В 1953 г. организовал ловозерский районный Дом пионеров и школьников, был его первым директором. В 1955 г. выдвинут на должность зам. зав. отделом учащейся молодежи и пионеров в Мурманский обком ВЛКСМ. В 1959 г. избран секретарем обкома ВЛКСМ и председателем областного совета пионерской органи­ зации. С 1963 г. - зав. кабинетом воспитательной работы Мурманского областного ин-та усовершенствования учителей, директор ср. школы № 10 г. Мурманска, инст­ руктор Мурманского обкома КПСС, зав. отделом пропа­ ганды и агитации, секретарь Мурманского горкома КПСС. С 1977 г. - зав. отделом народного образования Мурман­ ского облисполкома. С 1988 г. работает в Мурманском областном ин-те повышения квалификации работни­ ков образования доцентом, зав. кафедрой. С ноября 1998 г. - профессор. Имеет более 40 публикаций по вопросам управления образованием, воспитательной работы с учащимися. В 60-х гг. возглавлял областную научно-исследова­ тельскую лабораторию "Военно-патриотическое воспи­ тание учащихся", вместе с М. А. Погодиным организовы­ вал исследовательскую работу по теме "Ученические организации в борьбе за знания", областные научно- практические конференции, педагогические чтения. Дважды избирался депутатом областного и трижды - городского Советов народных депутатов, был кандида­ том в члены обкома КПСС, членом бюро и секретарем Мурманского горкома КПСС. Стремился повысить управленческую компетентность организаторов образования, сотрудников муниципаль­ ных учреждений и служб, особое внимание уделял ста­ новлению и развитию нормативно-правовой базы обра­ зовательных учреждений. Награжден медалями "За трудовую доблесть", "За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина", "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "Пятьдесят лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР, значками "Отличник народного просвещения", "Отличник просвещения СССР". Заслуженный учитель школы РСФСР. МАНУХИНА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА (1932-1998) Родилась в Калужской обл. В 1952 г. окончила школьно­ пионерское отделение Мурманско­ го педучилища. Организатор пио­ нерского движения первого выпус-. ка. Через год была направлена на учебу в Центральную комсомоль­ скую школу при ЦК ВЛКСМ. Заочно окончила Мурманский гос. пединститут. Получила специ­ альность "Учитель русского языка и литературы". С 1956 г. работала ст. пионервожатой, учителем в школе № 2 г. Колы, с 1958 - учителем, организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы в школе № 1 г. Мурманска. Под ее руководством в школе № 1 была создана система воспитательной работы, в которой ведущую, организующую роль играли пионер­ ская и комсомольская организации. На сборах пионер­ ской дружины и собраниях комсомольской организации определялась программа работы ученического и педаго­ гического коллективов как на ближайший период, так и на перспективу. Итоги учебного года подводились на общешкольном празднике "За честь школы", который являлся смотром достижений ученического коллектива. Была организатором и начальником летних лагерей труда и отдыха. Опыт школы № 1 по проведению массовых меро­ приятий обобщался Мурманским областным ин-том усо­ вершенствования учителей и был рекомендован для внедрения в практику. Неоднократно выступала на всесоюзных и всерос­ сийских совещаниях по вопросам пионерского движения. Более 20 лет являлась членом областного совета пио­ нерской организации. В 1972 г. выдвинута на должность инспектора по воспитательной работе отдела народного образования Мурманского облисполкома. С 1977 г. - зав. педагогиче­ ской практикой, преподаватель пионерского дела в Мур­ манском педучилище. На протяжении 12 лет успешно готовила пионерских вожатых и учителей начальных классов к воспитательной работе в школе. Награждена медалью "За доблестный труд. В озна­ менование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина", значками ЦК ВЛКСМ "За активную работу с пионерами", "Лучшему пионерскому вожатому". "За активную работу в комсомоле", "Отличник народного просвещения". МАРЕНИЧ ВАЛЕНТИНА ДМИТРИЕВНА (1922) Родилась в г. Тюмени. С 1941 по 1945 г. - студентка Тюменского учительско­ го ин-та. Работала учителем, зав. учебной частью, директором школы, ст. преподавателем русского языка и литературы в военном училище. В связи с переводом мужа несколь­ ко раз меняла место жительства и работы. С 1963 г. - учитель, с 1966 - директор ср. школы N9 1 г. Североморска. Как преподаватель была образцом для многих: ее уроки отличались высоким педагогическим мастерством, широким использованием наглядности, индивидуальной работой с учащимися, носили обучающий и воспиты­ вающий характер. Как директор отличалась новаторством. Руководила разработкой темы "Ученические организации в борьбе за знания", создала творческую обстановку в педагогиче­ ском коллективе, по сути превратила школу в творче­ скую лабораторию. 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz