Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.
С 1955 г. - зам. директора, затем зав. кабинетом фи зического воспитания Мурманского областного ин-та усовершенствования учителей. Вошла в число тех, кто предложил проводить Празд ник Севера школьников, и с 1961 г. была его активным организатором. Инициатор создания в области творческой группы педагогических и медицинских работников. По рекомен дации этой группы были определены нормы освещенно сти классных помещений, в школах создавались меди цинские блоки, физиометрические кабинеты, кабинеты здоровья, группы корригирующей гимнастики, учителя физической культуры и медработники начали проводить занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоро вья к специальной медицинской группе, в классных журналах появился листок здоровья, в каждом городе и районе были определены опорные школы здоровья. Позднее появились школы передового педагогического опыта в области спортивно-оздоровительной работы и школы с усиленным двигательным режимом. Организовала творческую группу, в которую входило до 40 педагогов области. Опыт работы этой группы взя ли на вооружение школы всей страны. Мурманские учи теля одними из первых стали использовать на уроках раздаточный дидактический материал (карточки), осу ществлять межпредметные связи, разрабатывать само стоятельные занятия и теоретические разделы программ по физкультуре. Они готовили из учащихся своих по мощников, инструкторов, судей, добивались активной работы советов коллективов физкультуры. В области широко применялись такие формы вне классной работы, как заочные лыжные переходы, вы росшие в конкурсы "Лыжня зовет!", соревнования классов, положившие начало движению "Старты на дежд", гимнастические праздники, фестивали спортив ных игр. Школы Мурманской обл. участвовали в трех научных исследованиях Академии педагогических наук РСФСР. Сотрудничала с журналом "Физическая культура в школе". За 40 лет с ее участием подготовлено и опуб ликовано около 70 печатных работ, которые помогли учителям освоить сложный процесс приобщения школь ников к физической культуре. Всего имеет около 90 пуб ликаций. С 1986 г. - на пенсии, однако продолжает сотрудни чество с Мурманским областным ин-том повышения квалификации работников образования. Награждена медалями "Пятьдесят лет победы в Ве ликой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "Ветеран труда", значками "Отличник народного просвещения", "Отличник просвещения СССР", "Отличник физической культуры", памятными знаками "50 лет операции "Нева", "Ветеран спорта". ЛЕСНЫХ (ЗОЛОТАРЕВА) ПРАСКОВЬЯ ГЕОРГИЕВНА (1927) Родилась в Омской обл. В 1945 г. с отличием окончила Тар- ское педучилище Омской обл. С 1949 г. работала преподавате лем русского языка и литературы в ср. школе г. Правдинска Калининградской обл. С 1953 по 1970 г. - ст. преподава тель, и. о. доцента, зав. кафедрой русской и зарубежной литературы в Мурманском учительском (позднее - гос. педагогическом) ин-те. Поддерживала тесную связь со школами города, уча ствовала в изучении преподавания литературы в шко ле, оказывала методическую помощь учителям, читала лекции на семинарах и курсах Мурманского областного ин-та усовершенствования учителей, вела уроки в базо вой школе. В 1967 г. была командирована в Чехословакию для чтения лекций, проведения консультаций и семинаров с преподавателями русского языка в школах. Выступала с научными докладами на областных педагогических чтениях, научных конференциях, опубли ковала несколько научных статей. Являлась членом президиума Мурманского городско го отделения Всесоюзного общества "Знание". В 1970 г. уехала в г. Воронеж. Награждена орденом "Знак Почета". ЛЕТУНОВА НИНА ДМИТРИЕВНА (1935) Родилась в Вологодской обл. В 1958 г. окончила факультет иностранных языков Вологодского гос. пединститута. Работала учителем немецкого языка: с 1958 г. - в ср. школе с. Юрово Вологодской обл., с 1961 - в ср. школе № 9, с 1978 - в ср шко ле № 39 г. Мурманска. Одной из первых ввела в прак тику уроки-диспуты, конференции, путешествия, экскурсии, пресс-кон ференции. Умело сочетала уроч ную и внеурочную формы работы, используя возможно сти лингафонного кабинета, дополнительную литерату ру. Собрала для внеклассного чтения библиотеку книг на немецком языке. Под ее руководством школьники, посе щающие факультативные занятия по немецкому языку, ставили кукольные спектакли, проводили тематические встречи, конференции, экскурсии по школе для зарубеж ных гостей, вели переписку с учащимися ГДР, завоевы вали призы на районных и областных олимпиадах Одной из первых приняла участие в эксперименте "Ученические организации в борьбе за знания", подгото вила консультантов и лаборантов, которые оказывали ей большую помощь в проведении уроков и внеклассных мероприятий. Ее выпускники имеют глубокие, прочные знания, хорошо сформированные коммуникативные умения, многие из них окончили вузы и работают учителями не мецкого языка. Опыт ее работы по теме "Развитие интеллектуальной самостоятельности учащихся на уроках и во внеклассной работе" обобщен Мурманский областным ин-том усо вершенствования учителей. Возглавляла методические объединения учителей немецкого языка в Ленинском и Первомайском р-нах г. Мурманска. Награждена Почетной грамотой Министерства про свещения РСФСР, значками "Отличник народного про свещения" "Отличник просвещения СССР". Заслуженный учитель школы РСФСР. ЛИСИЦЫНСКАЯ МАРИЯ ПАВЛОВНА (1928) Родилась в Саратовской обл. В 1947 г. окончила школьное отделение Мурманского педучилища, в 1964 г. - Ленинградский гос. пединститут им. А. И. Герцена. С 1947 по 1983 г. работала в учреждениях образова ния г. Мурманска: учителем русского языка в школах № 5 и 15, преподавателем методики русского языка в Мур манском гос. пединституте, с 1965 - преподавателем в Мурманском педучилище. 66
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz