Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

С 1955 г. - зам. директора, затем зав. кабинетом фи­ зического воспитания Мурманского областного ин-та усовершенствования учителей. Вошла в число тех, кто предложил проводить Празд­ ник Севера школьников, и с 1961 г. была его активным организатором. Инициатор создания в области творческой группы педагогических и медицинских работников. По рекомен­ дации этой группы были определены нормы освещенно­ сти классных помещений, в школах создавались меди­ цинские блоки, физиометрические кабинеты, кабинеты здоровья, группы корригирующей гимнастики, учителя физической культуры и медработники начали проводить занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоро­ вья к специальной медицинской группе, в классных журналах появился листок здоровья, в каждом городе и районе были определены опорные школы здоровья. Позднее появились школы передового педагогического опыта в области спортивно-оздоровительной работы и школы с усиленным двигательным режимом. Организовала творческую группу, в которую входило до 40 педагогов области. Опыт работы этой группы взя­ ли на вооружение школы всей страны. Мурманские учи­ теля одними из первых стали использовать на уроках раздаточный дидактический материал (карточки), осу­ ществлять межпредметные связи, разрабатывать само­ стоятельные занятия и теоретические разделы программ по физкультуре. Они готовили из учащихся своих по­ мощников, инструкторов, судей, добивались активной работы советов коллективов физкультуры. В области широко применялись такие формы вне­ классной работы, как заочные лыжные переходы, вы­ росшие в конкурсы "Лыжня зовет!", соревнования классов, положившие начало движению "Старты на­ дежд", гимнастические праздники, фестивали спортив­ ных игр. Школы Мурманской обл. участвовали в трех научных исследованиях Академии педагогических наук РСФСР. Сотрудничала с журналом "Физическая культура в школе". За 40 лет с ее участием подготовлено и опуб­ ликовано около 70 печатных работ, которые помогли учителям освоить сложный процесс приобщения школь­ ников к физической культуре. Всего имеет около 90 пуб­ ликаций. С 1986 г. - на пенсии, однако продолжает сотрудни­ чество с Мурманским областным ин-том повышения квалификации работников образования. Награждена медалями "Пятьдесят лет победы в Ве­ ликой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "Ветеран труда", значками "Отличник народного просвещения", "Отличник просвещения СССР", "Отличник физической культуры", памятными знаками "50 лет операции "Нева", "Ветеран спорта". ЛЕСНЫХ (ЗОЛОТАРЕВА) ПРАСКОВЬЯ ГЕОРГИЕВНА (1927) Родилась в Омской обл. В 1945 г. с отличием окончила Тар- ское педучилище Омской обл. С 1949 г. работала преподавате­ лем русского языка и литературы в ср. школе г. Правдинска Калининградской обл. С 1953 по 1970 г. - ст. преподава­ тель, и. о. доцента, зав. кафедрой русской и зарубежной литературы в Мурманском учительском (позднее - гос. педагогическом) ин-те. Поддерживала тесную связь со школами города, уча­ ствовала в изучении преподавания литературы в шко­ ле, оказывала методическую помощь учителям, читала лекции на семинарах и курсах Мурманского областного ин-та усовершенствования учителей, вела уроки в базо­ вой школе. В 1967 г. была командирована в Чехословакию для чтения лекций, проведения консультаций и семинаров с преподавателями русского языка в школах. Выступала с научными докладами на областных педагогических чтениях, научных конференциях, опубли­ ковала несколько научных статей. Являлась членом президиума Мурманского городско­ го отделения Всесоюзного общества "Знание". В 1970 г. уехала в г. Воронеж. Награждена орденом "Знак Почета". ЛЕТУНОВА НИНА ДМИТРИЕВНА (1935) Родилась в Вологодской обл. В 1958 г. окончила факультет иностранных языков Вологодского гос. пединститута. Работала учителем немецкого языка: с 1958 г. - в ср. школе с. Юрово Вологодской обл., с 1961 - в ср. школе № 9, с 1978 - в ср шко­ ле № 39 г. Мурманска. Одной из первых ввела в прак­ тику уроки-диспуты, конференции, путешествия, экскурсии, пресс-кон­ ференции. Умело сочетала уроч­ ную и внеурочную формы работы, используя возможно­ сти лингафонного кабинета, дополнительную литерату­ ру. Собрала для внеклассного чтения библиотеку книг на немецком языке. Под ее руководством школьники, посе­ щающие факультативные занятия по немецкому языку, ставили кукольные спектакли, проводили тематические встречи, конференции, экскурсии по школе для зарубеж­ ных гостей, вели переписку с учащимися ГДР, завоевы вали призы на районных и областных олимпиадах Одной из первых приняла участие в эксперименте "Ученические организации в борьбе за знания", подгото­ вила консультантов и лаборантов, которые оказывали ей большую помощь в проведении уроков и внеклассных мероприятий. Ее выпускники имеют глубокие, прочные знания, хорошо сформированные коммуникативные умения, многие из них окончили вузы и работают учителями не­ мецкого языка. Опыт ее работы по теме "Развитие интеллектуальной самостоятельности учащихся на уроках и во внеклассной работе" обобщен Мурманский областным ин-том усо­ вершенствования учителей. Возглавляла методические объединения учителей немецкого языка в Ленинском и Первомайском р-нах г. Мурманска. Награждена Почетной грамотой Министерства про­ свещения РСФСР, значками "Отличник народного про­ свещения" "Отличник просвещения СССР". Заслуженный учитель школы РСФСР. ЛИСИЦЫНСКАЯ МАРИЯ ПАВЛОВНА (1928) Родилась в Саратовской обл. В 1947 г. окончила школьное отделение Мурманского педучилища, в 1964 г. - Ленинградский гос. пединститут им. А. И. Герцена. С 1947 по 1983 г. работала в учреждениях образова­ ния г. Мурманска: учителем русского языка в школах № 5 и 15, преподавателем методики русского языка в Мур­ манском гос. пединституте, с 1965 - преподавателем в Мурманском педучилище. 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz