Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

поселка: здесь проводились беседы на эстетические темы, читались лек­ ции по искусству и литературе, экс­ понировались выставки. Создала школьный музей С. А. Есенина. Ее питомцы вели активную поисковую работу, организовывали экскурсии в с. Константиново, г. Рязань, Ленин­ град, Москву, Орел, Липецк, Вязьму, Ташкент, Баку, на Украину, встреча­ лись с исследователями творчества, родственниками и друзьями поэта. В фондах музея имеются интересные экспонаты (фото­ графии, рукописи поэта), собран богатый материал, что привлекает сюда экскурсантов со всей Мурманской обл. Многие ученики включились в научную работу. Напри­ мер, исследование ученицы Ю. Десятовской по стихо­ творению "Береза" заняло I место на областной конфе­ ренции "Юность Севера". Юные энтузиазисты музейного дела имеют публикации в периодической печати, прини­ мают участие в Международных Есенинских чтениях. Ведет большую научную работу. С 1983 г. является членом группы Есенинского общества России, научным сотрудником Института мировой литературы АН СССР (РАН). Работает над иконографией С. А. Есенина. Участ­ вует в составлении академического собрания сочинений поэта. Много внимания уделяет обновлению содержания литературно-научного краеведения. В 1986 г. ее ученики заняли I место в областной литературно-краеведческой викторине "Познай Север", их исследовательские рабо­ ты отмечены дипломами на конференции "Храмы Рос­ сии". Награждена значком "Отличник народного просве­ щения". КУЧУМОВА (СУХОТСКАЯ) ЕВГЕНИЯ ВАСИЛЬЕВНА (1926) Родилась в г. Галиче Костром­ ской обл. В 1945 г. окончила Мурманское педучилище. С 1945 по 1978 г. работала в г. Мурманске воспитателем дет­ ского сада № 8, зав. детским са­ дом № 48. Отличный организатор детско­ го коллектива, воспитатель- мастер. Знала психологию, осу­ ществляла индивидуальный под­ ход к каждому ребенку. В совер­ шенстве владела методикой, обеспечивала хорошую подготовку детей к обучению в школе. Ее воспитанники хорошо владели речью, имели большой словарный за­ пас, были трудолюбивы. На занятиях физической культурой использовала нестандартное оборудование, прививала детям навыки творческой деятельности. Первой в городе освоила обучение шестилеток азам грамоты, участвовала в проведении семинаров, откры­ тых занятий, охотно передавала свой опыт другим. Внесла большой вклад в организацию в детском саду центра методической помощи дошкольным работникам города и области. Главным в работе считала сотрудни­ чество детей, воспитателей, родителей. Ее творческий поиск был направлен на формирова­ ние нравственных качеств, культуры поведения, элемен­ тов социально активной личности. Много лет была общественным инспектором Мур­ манского гороно, руководителем методического объеди­ нения, наставником молодежи. Награждена значком "Отличник народного просвеще­ ния", Почетными грамотами Министерства просвещения РСФСР, областного отдела народного образования. ЛАЗУРКО РАИСА ДМИТРИЕВНА (1930) Родилась в Северо-Осетинском. автономном округе РСФСР. В 1954 г. окончила гос пединсти­ тут имени К. Хетагурова в г Орджо­ никидзе. Получила специальность "Учитель физики и математики". Имеет общий педагогический стаж более 30 лет. С 1954 по 1962 г. - учитель ма­ тематики, зав. учебной частью в школах Грузинской ССР, Северо- Осетинской АССР, Донбасса. В Мурманске с 1962 г. Работала учителем, организатором внекласс­ ной и внешкольной работы в школе № 9. Проявила себя как талантливый педагог, творче­ ский организатор. В "трудном" микрорайоне города про­ водила систематическую работу с неблагополучными семьями и учащимися. Организовала совет обществен­ ности, куда входили представители учреждений микро­ района, клубов по месту жительства, детских комнат милиции, воинских частей, кораблей Северного флота. Благодаря совету в микрорайоне проводилась большая работа по военно-патриотическому воспитанию. В школе велась поисковая работа (сбор материала по истории ледокольного флота, его первенца ледокола "Ермак"), организовывались совместные мероприятия с командами кораблей, учреждениями тыла Северного флота, было организовано шефство кораблей над клас­ сами, "трудными" учащимися Руководила методическим объединением учителей математики школы, района, города. Избиралась предсе­ дателем профсоюзного комитета. Находясь на заслуженном отдыхе, ведет большую общественную работу: является председателем совета ветеранов педагогического труда г. Мурманска. Отлича­ ется высокой работоспособностью, организаторским талантом, активно участвует в деятельности ветеранских организаций. Награждена медалями "За доблестный труд в Вели­ кой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "Пятьдесят лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." ЛАПИЦКАЯ СЕРАФИМА МИТРОФАНОВНА (1919) Родилась в Курской обл В блокадном Ленинграде рабо­ тала в райкоме комсомола. В 1948 г. окончила Гос. дважды орденоносный ин-т физической культуры им П. Ф. Лесгафта в г Ле­ нинграде. В 1949 г. была направлена на работу в Мурманский областной ин-т усовершенствования учите­ лей. Вскоре перешла в Мурманское педучилище, в институте работала по совместительству. Разработала такие методические приемы и формы физкультурно-оздоровительной работы, как помощь и страховка, комментирование, самостоятельное со­ ставление учащимися комплексов упражнений и подбор игр, организация подвижных перемен и др. Эти приемы и формы стали применяться на уроках физкультуры в других школах области и страны. А О 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz