Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.
С 1949 г. - преподаватель, ди ректор Яранского учительского ин-та в Кировской обл. Одновременно аспирант Ленинградского гос. ун-та. В 1956 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандида та наук. С 1956 по 1974 г. работал в Мур манском гос. пединституте прорек тором по учебной и научной работе, зав. кафедрой марксизма-лениниз ма. С 1974 г. - зав. кафедрой исто рии КПСС, профессор Тверского гос. ун-та. Одновременно с административной и педагогиче ской деятельностью вел большую научно- исследовательскую работу. Ее главное направление - разработка вопросов теории и истории новой экономи ческой политики 1921-1925 гг., Великой Октябрьской социалистической революции и Гражданской войны на Северо-Западе РСФСР. В 1969 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора наук по теме "Большевики Северо- Западной области в борьбе за проведение новой эконо мической политики в 1921-1925 гг." В 1970 г. ему при своено ученое звание профессора. Опубликовал более 90 научных работ общим объе мом свыше 130 печатных листов. В их числе статьи в сборниках Института истории Академии наук СССР, монография "В суровые годы двадцатые (Большевики Северо-Запада в борьбе за проведение НЭПа в 1921- 1925 гг.)", "Мурман в дни революции и гражданской вой ны" и др. Являлся руководителем авторских коллективов, от ветственным редактором и соавтором ряда коллектив ных трудов, в том числе таких, как "Очерки истории Мур манской организации КПСС", "Вагжановка" (очерки исто рии Калининской прядильно-ткацкой фабрики им. А. П. Вагжанова)" и др. Много внимания уделял подготовке научных кадров. Под его руководством 15 аспирантов (один из них - из Вьетнама) подготовили и защитили диссертации на со искание ученой степени кандидата наук. Был оппонен том и рецензентом 10 докторских и 27 кандидатских диссертаций. Награжден орденами Красной Звезды, Отечествен ной войны II степени, многими медалями, значками "От личник народного просвещения", "За отличные успехи в работе". КОЖЕВНИКОВА АНАСТАСИЯ ПАВЛОВНА (1920) Родилась в Карелии. Окончила Петрозаводское пед училище. Работала учителем начальных классов, с 1942 г. - зав. начальной школой № 18 (4) г. Кандалакши. В числе первых добилась пол ного охвата детей обучением, вела большую просветительскую работу среди родителей. Давала учащим ся прочные знания. Добилась успе ваемости в 1 кл. 94,4%, в 3-м - 92,8%. В то время это был самый высокий в Кандалакше результат. С 1943 г. работала секретарем, зав. отделом уча щейся молодежи и пионеров Кандалакшского горкома ВЛКСМ. Занималась организацией пионерских лагерей, тимуровских команд, оказанием помощи семьям фрон товиков, шефством детей и молодежи над госпиталями, находящимися в Кандалакше. С 1944 г. заведовала учебной частью школ № 3, 4. 5, городским педагогиче ским кабинетом. С 1961 по 1964 г. была председателем городского комитета профсоюза работников просвещения. Закончи ла педагогическую деятельность в 1996 г. в ср. школе № 9, где организовала увлекательную поисковую работу по сбору материалов о 19-й армии, которая защищала подступы к Кандалакше в годы Великой Отечественной войны. Результатом этой работы стал школьный музей боевой славы, который в 1985 г. получил звание на родного. Под ее руководством в музее проходили слеты ветеранов, уроки мужества, учащимся школы вручались комсомольские билеты и паспорта. Награждена орденом Ленина, значком "Отличник народного просвещения". Почетный гражданин г. Канда лакши. КОЖИНА КЛАВДИЯ НИКОЛАЕВНА (1936) В 1956 г. окончила Мурман ское педучилище. До 1959 г. работала пионер вожатой, затем почти 40 лет - учителем в ср. школе пос. Умба. Вспоминает ее ученица, ныне директор этой школы А. А. Раско- пова: "Клавдия Николаевна не просто преподавала математику, чтение, чистописание и граммати ку. Она ежедневно дарила нам частичку своего сердца, большого и беспокойного. А какие праздни ки мы устраивали в классе, походы... В то время, веро ятно, и пришло ко мне решение стать учителем Многие ее ученики пошли по стопам своей учительницы. Выйдя на пенсию в 1987 г., Клавдия Николаевна не смогла усидеть дома и снова пошла учить детей В 1995 г. ей достался сложный класс. Но учитель сумела сплотить ребят, и помогли ей в этом ее главные особен ности - истинная любовь к детям, материнское отноше ние к ним. Сама уроженка Умбы, любящая родной край, она сумела зародить в детях любовь к своей малой Ро дине" (Раскопова А. А. Учительница первая моя // Тер ский берег. 1997. 4 окт.). КОЖИНА МАРИЯ ИВАНОВНА (1926) Родилась в Харьковской обл. В 1946 г. окончила Вологодское педучилище. Получила назначение в Оле- ницкую двухкомплектную школу. Проработала в ней бессменно 24 года. 20 лет одна вела уроки в четырех классах. По сути установила в школе продленный день. Организовывала концерты учащихся, вела на обще ственных началах кружки, занятия по интересам, готовила октябрят- ские сборы, праздники. Приучала детей к чистоте и по рядку, бережному отношению к школьному имуществу Ее школа была одной из лучших в районе. Учащиеся имели устойчивые знания и навыки. После того как Оленицкая школа закрылась (1970), 8 лет работала учителем во вспомогательных классах ср. школы № 1 пос. Умба. Была лектором, агитатором, активной участницей художественной самодеятельности. Награждена значком "Отличник народного просве щения". 60
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz