Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

С 2000 г. находится на заслуженном отдыхе. Награжден медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", лауреат премии Сороса 1994,1996 гг. Заслуженный учитель школы РФ. ДУТЫШЕВА ЕВГЕНИЯ АЛЕКСЕЕВНА (1930) Родилась в Вологодской обл. В 1956 г. окончила Ленинград­ ский пединститут им. М. Н. Покров­ ского по специальности "Учитель немецкого языка". Около 20 лет проработала учителем немецкого языка в шко­ лах г. Апатиты, пос. Гремиха, в ср. школе № 35 г. Мурманска. Прояви­ ла себя как творческий учитель, умеющий организовать учебную деятельность учащихся, привить интерес к предмету. С первых лет работы добилась высоких результатов. Отлично владела методикой и техникой урока. Формировала у школьников умение самостоятельно работать с иностранной литера­ турой, воспитывала потребность совершенствовать знания. Вела большую внеклассную работу. Организовывала вечера, устные журналы, театрализованные праздники, которые способствовали успешному усвоению языка и надолго запоминались детям. Ее ученики изучали культуру Германской Демократической Республики, вели переписку со сверстниками из этой страны, учили наи­ зусть стихи Гете и Гейне, выписывали журналы на не­ мецком языке. В школе активно работал клуб интерна­ циональной дружбы, был образцово оформлен кабинет немецкого языка. Щедро делилась опытом с коллегами, провела де­ сятки открытых уроков, семинаров, руководила методи­ ческим объединением. С 1976 г. - зав. кабинетом иностранных языков в Мурманском областном ин-те усовершенствования учителей. Проводила огромную работу по совершенст­ вованию урока, поиску его новых форм, оттачиванию методов активизации познавательной деятельности учащихся, дифференциации обучения. В 70-е гг. внесла большой вклад в подготовку педагогов к работе по но­ вым и усовершенствованным программам. Знакомила учителей с новинками в области методи­ ки, хорошо знала и распространяла опыт лучших педаго­ гов области, поддерживала связь с учеными и методи­ стами страны, часто организовывала встречи с авторами учебников. С 1993 г. - на пенсии. Награждена медалью "За доблестный труд. В озна­ менование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина", значком "Отличник народного просвещения". ЕЗЕРСКАЯ МАРИЯ АЛЕКСЕЕВНА (1931) Родилась в г. Мурманске. В 1952 г. окончила с отличием Мурманский гос. пединститут, фа­ культет русского языка и литера­ туры. С 1952 г. работала учителем рус­ ского языка и литературы в школах области, зам. директора по учебно- воспитательной работе в Олене­ горской школе № 2, 30 лет (1957- 1987) - зав. учебной частью и учи­ телем в школе № 27 г. Мурманска. Отличалась умением видеть перспективу, сплачивать вокруг себя единомышленни­ ков. Школы, где она работала, были центрами методи­ ческой работы. Умело организовывала наставничество опытных педагогов над молодыми, совершенствовала ученическое самоуправление, вела эксперименты по теме "Ученические организации в борьбе за знания" Разрабатывала с педагогами методические рекоменда­ ции по преподаванию русского языка. По ее инициативе коллектив школы № 27 стал одним из первых в области создавать учебные кабинеты для 1-4 кл. Активно вела работу по патриотическому воспитанию учащихся на материалах школьного музея им. Героя Советского Союза Б. Ф. Сафонова. Была руководителем районного методического объе­ динения, зав. учебной частью. Находясь на заслуженном отдыхе, активно работает в городском совете ветеранов работников образования. Награждена медалью "За доблестный труд. В озна­ менование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина", значком "Отличник народного просвещения". Заслужен­ ный учитель школы РСФСР ЕКИМОВА ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА (1924) Родилась в г. Туле. В 1955 г. окончила Тульский гос. пединститут Получила специ­ альность "Учитель математики". С 1956 г. работает в вечерней школе г. Ковдора. Обучила более тысячи учащихся. В числе первых в районе начала использовать новые технологии обучения. Ра­ ционально сочетала устные, пись­ менные и самостоятельные виды деятельности учащихся. Организовала при вечерней школе занятия для поступающих в вузы. Разработала систему дифференцированного подхода к обучению. Учитывает психологические закономерности усвоения знаний, поощряет стремление учиться на максимально высоком уровне. Создала учебно-методический комплект по матема­ тике по всем разделам программы. Составила сборники задач с производственным содержанием. Активно ис­ пользует нестандартные формы проведения занятий' урок-игру, урок-зачет, урок-конкурс, урок-практикум, урок- лекцию, урок-семинар. Ряд лет работала над темой "Активизация познава­ тельного интереса учащихся". В выпускных классах од­ ной из первых в районе начала использовать блочную систему изложения учебного материала. Под ее руково­ дством в школе ежегодно проводится неделя математи­ ки, представляются материалы на районный конкурс методических пособий. Опыт ее работы изучен и обобщен районным мето­ дическим кабинетом. На протяжении многих лет является бессменным наставником молодых учителей. Неоднократно поощрялась за большую работу по обучению молодежи. ЁЛКИНА АДА ИВАНОВНА (1937) Родилась в г. Мурманске. В 1956 г. окончила школьно-пионерское отделение Мурманского педучилища, в 1967 - заочное отделение Карельского гос. пединститута. Три года работала ст. пионервожатой школы № 31 г. Мурманска, 8 лет - зав. от­ делом Мурманского горкома ВЛКСМ. С 1967 по 1990 г. - инструктор, зам. зав. отделом, зав. кабинетом политпро­ свещения Октябрьского райкома КПСС г. Мурманска. 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz