Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

методическую подготовку по внедрению зачетной систе­ мы в школе III ступени. Организовала курсовую подготовку педагогических кадров, отслеживала ее эффективность, положила на­ чало работе семинаров для руководителей общеобразо­ вательных учреждений и учителей-предметников, ввела в практику творческие отчеты школ и методических объ­ единений. Награждена медалью "За доблестный труд. В озна­ менование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина". ДМИТРИЕВА ЛИДИЯ ИЛЬИНИЧНА (1930) Родилась в Курской обл. В 1950 г. окончила Суджарское педучилище, в 1959 - Курский гос. пединститут по специальности "Учи­ тель математики". С 1962 г. работала зав. учебной частью, с 1963 по 1987 г. - директором в ср. школе № 4 пос. Енский Ковдорского р-на. Педагог-профессионал, грамот­ ный, компетентный, энергичный руко­ водитель, творческая личность. Все­ сторонне анализировала образова­ тельный процесс, создала свою мо­ дель школы с продленным днем. Ее опыт был обобщен и успешно внедрялся в школах области. Школа № 4 одной из первых в области перешла на обучение детей с шестилетнего возраста. Опыт работы по этому направлению был представлен на III съезде учителей Мурманской обл. и на съезде учителей России (1982). При содействии Л. И. Дмитриевой в пос. Енском была построена новая ср. школа, а позднее - пристройка к ней, велась планомерная работа по оснащению учреж­ дения учебным оборудованием, мебелью. Укреплялись шефские связи с совхозом "Ена". В школе имелась теп­ лица, в которой учащиеся круглый год выращивали ово­ щи и цветы, проводили опыты. Дети проходили практику и по желанию работали в совхозе в свободное от уроков время. Под ее руководством в школе был создан музей "Отечество мое - Кольская земля", экспозиция которого состоит из разделов "История поселка и школы", "Парти­ занскими тропами Заполярья", "Афганская война". Была примером трудолюбия, требовательности, дисциплины, доброжелательности. Благодаря этому в школе создалась особая атмосфера, основанная на взаимопонимании, внешней и внутренней культуре педа­ гогов, эффективно было организовано самоуправление ученического коллектива. В течение всей педагогической деятельности изби­ ралась депутатом Енского поселкового Совета. Награждена медалью "За доблестный труд. В озна­ менование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина", значком "Отличник народного просвещения". Заслужен­ ный учитель школы РСФСР. ДМИТРИЕВА ЛЮБОВЬ НИКОЛАЕВНА (1936) Родилась в Архангельской обл. В 1956 г. окончила Петрозаводское педучилище по специальности "Учитель физического воспитания семи­ летней школы". Работала в Валаамской семилетней школе учителем физкультуры, также была воспитателем детского сада. С 1961 г. - ст. пионервожатая ср школы пос. Умба. Затем воспитатель группы продленного дня, инструктор отдела пропаганды и агитации Терского райкома КПСС, воспитатель интерната, 16 лет - педагог дополнительно­ го образования. Человек с разнообразными интересами. Руководила кружками - вокальным, хореографическим, кукольным, вязания, театральным, финского языка. К работе подходила творчески, с фантазией. В 60-е гг. "преобразо­ вала" пионерскую дружину ср. школы № 1 в "эскадру им. адмира­ ла Нахимова". Каждый пионерский отряд - корабль, у каждого корабля - свои полезные дела, эмблема, девиз, форма. А шефствовали над "эскадрой" моряки Награждена медалью "За доблестный труд. В озна­ менование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина", значком ЦК ВЛКСМ "Лучшему пионерскому вожатому". ДОЛМАТОВ БОРИС ПАВЛОВИЧ (1928) Родился в Ульяновской обл. В 1952 г. окончил Ленинград­ ское высшее инженерное морское училище им. адмирала С. О. Ма­ карова. В 1968 г. защитил диссер­ тацию на соискание ученой степе­ ни кандидата технических наук, в 1970 ему было присвоено уче­ ное звание доцента С 1956 по 1983 г. работал в Мурманском высшем инженер­ ном морском училище деканом, ректором. Под его руководством значительно расширена материально-техническая база училища: введены в строй учебно-лабораторный корпус, оснащенный самым современным оборудованием, но­ вые общежития, культурно-спортивный центр, в 1978 г. создан факультет повышения квалификации, в 1980 - технологический факультет. Много сил отдавал работе по совершенствованию подготовки инженеров-судоводителей. Автор идеи о ступенчатой подготовке специалистов морских про­ фессий. Начинается такая подготовка в школе (в классах с морским уклоном), продолжается в среднем мореход­ ном училище и заканчивается в высшем учебном заве­ дении. По его инициативе был создан и работает поли­ технический лицей, 80% выпускников которого обучают­ ся в Мурманском государственном техническом ун-те. Активно занимался научно-исследовательской рабо­ той по теме "Автоматизация вычислительного процесса при астрономических обсервациях". Опубликовал ряд книг, научных статей, учебно-методических пособий. В их числе "Сравнительная оценка таблиц и пособий море­ ходной астрономии" (М., 1965), "Решение штурманских задач на малых вычислительных машинах" (Мурманск, 1970). Работает профессором кафедры судовождения Кер­ ченского морского технологического ин-та. Награжден орденом Дружбы народов. ДОМАНОВ ГЕОРГИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (1927-1992) Родился в г. Минске. Во время Великой Отечественной войны был парти­ заном. Трудовую деятельность начал в 1952 г. Работал сле­ сарем на Мурманской судоверфи. В 1955 г. по рекомен­ дации парткома предприятия стал учителем производст­ венного обучения в подшефной школе № 13 г Мурман­ ска. В 1969 г. в связи с закрытием этой школы переведен в школу № 1 г. Мурманска, откуда ушел на пенсию. Проработал учителем 32 года. Создал в школах № 13, 1 мастерские, которые вошли в число лучших 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz