Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

ГОРЯЧУН ЗИНАИДА ИВАНОВНА (1928) Родилась в Кировской обл. В 1951 г. окончила Кировский пединститут им. В. И. Ленина. Получила специальность "Учи­ тель химии". С 1956 по 1978 г. работала в ср. школе № 2 г. Кировска Мур­ манской обл. Высококвалифицированный учитель. Использовала различ­ ные методы и формы ведения уроков, применяла дифферен­ цированный подход в обучении и воспитании школьников, развивала способности ода­ ренных детей. Ее ученики имели прочные и осознанные знания, неоднократно были призерами городских и об­ ластных олимпиад, поступали в вузы и успешно учились в них. Делилась опытом работы с молодыми учителями города и области. Была методистом на общественных началах, руководила методическим объединением учи­ телей химии города. Положительно влияла на состояние преподавания химии в городе. В течение 9 лет руководила парторганизацией шко­ лы, была членом Кировского горкома КПСС, возглавляла профсоюзный комитет школы. Награждена медалью "За доблестный труд. В оз­ наменование 100-летия со дня рождения В. И. Лени­ на", значком "Победитель социалистического соревно­ вания". Заслуженный учитель школы РСФСР. ГРИГОРЯН НАДЕЖДА НИКИТИЧНА (1925) Родилась в Алтайском крае. Окончила Владивостокское педучилище. С 1955 г. заведовала началь­ ной школой в пос. Африканда, с 1956 - учитель начальных клас­ сов в школе № 11 г. Мончегорска. Обновляет содержание дейст­ вующих федеральных программ, создает свои, региональные. Ав­ тор курса "Экономика для млад­ ших школьников", спецкурса "Ис­ тория Отечества". В числе первых разработала и использовала методики обучения, сбере­ гающие здоровье, систему критериев для валеологиче- ской экспертизы и анализа уроков. Работает по учебнику "Родная речь", обогащает про­ граммы по чтению с учетом специфики класса. Главной целью воспитательной работы считает формирование у детей качеств гражданина. Для этого использует крае­ ведческий материал, знакомит с историей родного края, своего города. В течение многих лет вела городской семинар "Шко­ ла передового опыта", руководила городским методиче­ ским объединением учителей начальных классов, была наставником молодых учителей. Имеет богатый опыт работы с родителями. Считает, что необходимо повы­ шать эффективность позитивного влияния среды на формирование личности ребенка. Награждена значком "Отличник народного просвеще­ ния". Заслуженный учитель школы РСФСР. ГУДИНА ВЕРА АЛЕКСЕЕВНА В послевоенные годы работала учителем русского языка и литературы, завучем, с 1963 по 1975 г. - дирек­ тором школы № 1 г. Полярного. __ Талантливый учитель, умелый руководитель, последователь идей М. А. Погодина. Активно участвова- р ла в исследованиях по направлению "Ученические организации в борьбе за знания". В 1968 г. результаты .дц, исследования были представлены ■ к на Центральных юбилейных педаго- гических чтениях. Систематически делилась опы- том на семинарах директоров опор­ но-кустовых школ. В 60-х гг. первой в городе перешла на кабинетную систему, оснастила в соответствии с современными требованиями кабинеты химии, физики, литературы, обществоведения. Ввела свободный день для самообразования учите­ лей. Была наставником молодежи, возглавляла школу передового педагогического опыта. Организовала педагогический всеобуч для родите­ лей, ввела в практику папки-передвижки как одно из средств просвещения родителей. В 1965 г. открыла клуб радиолюбителей для учащихся 10-11 кл., школу бально­ го танца, создала университет культуры для учащихся 5- 11 кл., клуб выходного дня. Особое внимание уделяла организации летнего отдыха детей. Под ее руково­ дством открывались летние городские площадки, к рабо­ те с учащимися привлекались шефы - моряки- североморцы. В школе активно работал военно- патриотический совет. Добилась назначения на общест­ венных началах зам. директора школы по военно- патриотическому воспитанию. Избиралась депутатом городского Совета народных депутатов, являлась членом комиссии по делам несо­ вершеннолетних. ДЕНИСОВА ОЛЬГА ПЕТРОВНА (1927-1998) Родилась в Бурят-Монгольской АССР. В 1953 г. окончила Читинский учительский ин-т. Полу­ чила специальность "Учитель истории". С 1954 г. заведовала начальной школой № 19 г. Мон­ чегорска. С 1971 по 1982 г. - зав. методическим кабине­ том Мончегорского гороно. В 70-е гг. внесла существен­ ный вклад в развитие системы народного образования. Организовала работу по обобщению и распространению опыта педагогических коллективов через ежегодные областные семинары и конференции. Под ее руковод­ ством совершенствовались системы идейно-политиче- ского, военно-патриотического, интернационального, тру­ дового, нравственного, физического и эстетического воспитания, профессиональной ориентации учащихся, работа с педагогическими кадрами, осуществлялось методическое обеспечение производственного обучения школьников. Особое внимание уделяла взаимодействию учебных заведений, трудовых коллективов и общественных орга­ низаций. Привлекала к проведению уроков начальной военной подготовки военных специалистов, уроков хи­ мии и физики - специалистов комбината "Североникель". Инициатор открытия в городе учебно-производственного кабинета. Руководила работой по освоению новых учебных курсов "Обществоведение", "Основы Советского госу­ дарства и права", по обновлению содержания трудового и математического образования. Организатор городских олимпиад школьников, первых в области юридических олимпиад. Во второй половине 70-х гг. работала над совершен­ ствованием педагогического процесса. Осуществляла 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz