Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.
зера, пос. Ревда. В 1970 г. был назначен директором ср. школы пос. Ревда и проработал на этом посту 17 лет. Под его руководством школа стала лучшей в области по трудовому воспитанию учащихся. Опыт организации технического творчества школьников был представлен на областных выставках и на ВДНХ СССР. Вел активную общественную работу. Был председа телем районного отделения Советского фонда защиты мира, неоднократно избирался депутатом Ревдского поселкового Совета, Ловозерского районного Совета народных депутатов, был лектором Всесоюзного обще ства "Знание". В 1994 г. избран депутатом Мурманской областной думы первого созыва. Был зам. председателя комиссии по науке, образованию, культуре и национальным вопро сам. Твердо и последовательно отстаивал интересы образования. Являлся одним из разработчиков законов Мурманской обл.: "О социальном статусе учителя Мур манской области", "О библиотечном деле Мурманской области", "О защите прав ребенка в Мурманской облас ти", "Об архивном деле в Мурманской области" и др. Имеет правительственные награды. Почетный граж данин Ловозерского р-на. ВОРОНИНА ЗИНАИДА ВАСИЛЬЕВНА (1928) Родилась в Архангельской обл. В 1948 г. окончила школьное отделение Сольвычегодского пед училища. Работала: с 1948 г. - учителем начальных классов в Ловозерской школе, с 1958 - зав. районным ме тодическим кабинетом в с. Ловозе- ре, с 1963 по 1985 г. - учителем начальных классов в ср. школе пос. Ревда. Умело формировала у детей навыки самостоятельной работы, применяла эффективные приемы развития мысли тельной деятельности. Использовала индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся. Вооружала их глубокими, прочными знаниями, работала над вопро сами преемственности. Все ее ученики в 5 кл. успевали. Ее работа характеризуется высокой ответственностью за обучение и воспитание детей. Опытный руководитель методического объединения учителей начальных классов Ловозерского р-на. Неоднократно избиралась членом профкома. Награждена орденом "Знак Почета", медалью "За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина", значком "Отличник народного просвещения". Заслуженный учитель школы РСФСР. ГАФАРОВА ФЯВЗИЯ АЛЛЯМОВНА (1927) Родилась в Ульяновской обл. С 1929 г. живет в г. Мурманске. Окончила Мурманское педучи лище (1948), заочно 2 вуза - Мур манский гос. пединститут (1966), факультет олигофренопедагогики Московского обл. пединститута им. Н. К. Крупской (1977). Трудиться начала с 14 лет. В на чале Великой Отечественной войны наравне со взрослыми рыла окопы, траншеи, помогала раненым в гос питалях; будучи в эвакуации в Ар хангельской обл., работала в колхозе и по комсомоль ской путевке - на заготовке и сплаве леса. После войны принимала активное участие в восстановлении разру шенного Мурманска. В учреждениях народного образо вания Мурманской обл. проработала более 50 лет. Бы ла воспитателем, пионервожатой, ст. пионервожатой в пионерском лагере "Палкино" в Кандалакшском р-не. С 1948 г. работала в малокомплектной школе пос. Фаде ев Ручей Кольского р-на (позже начальная школа № 22 Первомайского р-на г. Мурманска). В связи с нехваткой учителей-предметников была направлена (выдвинута) учителем математики в школу № 21 г. Мурманска. С 1958 г. - методист кабинета начальных классов Мурманского областного ин-та усовершенствования учителей, с 1965 - зав. учебно-методическим кабинетом областного управления профтехобразования, с 1975 - методист по спецшколам, затем - зав. кабинетом дефек тологии Мурманского областного ин-та усовершенство вания учителей. Обучала 17 категорий работников спе циальных школ. Обучение проводила с учетом индиви дуальных особенностей слушателей, уровня их профес сиональной подготовки. Создала систему непрерывного обучения. Возглавляемый ею кабинет являлся опорным для НИИ дефектологии Академии педагогических наук РСФСР. На его базе проводились эксперименты, апро бация новых программ и учебников, межобластные кур сы, зональные семинары, смотры. Умело работала с активом, творческими группами. К работе курсов привлекала авторов учебников, состави телей программ, научных сотрудников. Способствовала внедрению знаний по дефектологии в практику работы общеобразовательных школ. По ее инициативе опыт педагогов области представ лялся на Всесоюзных педагогических чтениях, респуб ликанских научно-практических конференциях, ВДНХ СССР, страницах журнала "Дефектология". Имеет более 30 публикаций. Автор статей по народному образованию в подготовленной к печати "Энциклопедии Кольского края", составленной С. Н. Дащинским. С 1995 г. - зав. Музеем истории образования Мур манской обл. С ее помощью в нескольких районах об ласти созданы музеи образования. Избиралась председателем профкома школ, институ та, секретарем партийной организации, членом обкома профсоюза работников образования, была членом сове та кабинета дефектологии Центрального ин-та усовер шенствования учителей. Награждена медалями "За оборону Советского Запо лярья", "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "Пятьдесят лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", значком "Отличник народного просвещения". Заслуженный учитель школы РСФСР. ГЛУЗБЕРГ ВЛАДИМИР НАУМОВИЧ (1921-1989) Родился в г. Одессе. С 1945 по 1949 г. обучался в Одесской гос. консерватории по классу фортепиано у профессора М. Старковской. С 1941 по 1945 г. служил в Воо руженных Силах СССР. С 1946 г. работал в оперном театре, оркестре Одесского военного округа В 1950 г переехал в Мурманскую обл. С 1950 по 1977 г. работал дирек тором детской музыкальной школы г. Мончегорска, директором, препо давателем музыкального училища г. Мурманска Был человеком щедрой души. Хорошо знал бытовые условия учащихся. Помогал нуждающимся. Жил интере сами коллектива. 47
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz