Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

зера, пос. Ревда. В 1970 г. был назначен директором ср. школы пос. Ревда и проработал на этом посту 17 лет. Под его руководством школа стала лучшей в области по трудовому воспитанию учащихся. Опыт организации технического творчества школьников был представлен на областных выставках и на ВДНХ СССР. Вел активную общественную работу. Был председа­ телем районного отделения Советского фонда защиты мира, неоднократно избирался депутатом Ревдского поселкового Совета, Ловозерского районного Совета народных депутатов, был лектором Всесоюзного обще­ ства "Знание". В 1994 г. избран депутатом Мурманской областной думы первого созыва. Был зам. председателя комиссии по науке, образованию, культуре и национальным вопро­ сам. Твердо и последовательно отстаивал интересы образования. Являлся одним из разработчиков законов Мурманской обл.: "О социальном статусе учителя Мур­ манской области", "О библиотечном деле Мурманской области", "О защите прав ребенка в Мурманской облас­ ти", "Об архивном деле в Мурманской области" и др. Имеет правительственные награды. Почетный граж­ данин Ловозерского р-на. ВОРОНИНА ЗИНАИДА ВАСИЛЬЕВНА (1928) Родилась в Архангельской обл. В 1948 г. окончила школьное отделение Сольвычегодского пед­ училища. Работала: с 1948 г. - учителем начальных классов в Ловозерской школе, с 1958 - зав. районным ме­ тодическим кабинетом в с. Ловозе- ре, с 1963 по 1985 г. - учителем начальных классов в ср. школе пос. Ревда. Умело формировала у детей навыки самостоятельной работы, применяла эффективные приемы развития мысли­ тельной деятельности. Использовала индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся. Вооружала их глубокими, прочными знаниями, работала над вопро­ сами преемственности. Все ее ученики в 5 кл. успевали. Ее работа характеризуется высокой ответственностью за обучение и воспитание детей. Опытный руководитель методического объединения учителей начальных классов Ловозерского р-на. Неоднократно избиралась членом профкома. Награждена орденом "Знак Почета", медалью "За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина", значком "Отличник народного просвещения". Заслуженный учитель школы РСФСР. ГАФАРОВА ФЯВЗИЯ АЛЛЯМОВНА (1927) Родилась в Ульяновской обл. С 1929 г. живет в г. Мурманске. Окончила Мурманское педучи­ лище (1948), заочно 2 вуза - Мур­ манский гос. пединститут (1966), факультет олигофренопедагогики Московского обл. пединститута им. Н. К. Крупской (1977). Трудиться начала с 14 лет. В на­ чале Великой Отечественной войны наравне со взрослыми рыла окопы, траншеи, помогала раненым в гос­ питалях; будучи в эвакуации в Ар­ хангельской обл., работала в колхозе и по комсомоль­ ской путевке - на заготовке и сплаве леса. После войны принимала активное участие в восстановлении разру­ шенного Мурманска. В учреждениях народного образо­ вания Мурманской обл. проработала более 50 лет. Бы­ ла воспитателем, пионервожатой, ст. пионервожатой в пионерском лагере "Палкино" в Кандалакшском р-не. С 1948 г. работала в малокомплектной школе пос. Фаде­ ев Ручей Кольского р-на (позже начальная школа № 22 Первомайского р-на г. Мурманска). В связи с нехваткой учителей-предметников была направлена (выдвинута) учителем математики в школу № 21 г. Мурманска. С 1958 г. - методист кабинета начальных классов Мурманского областного ин-та усовершенствования учителей, с 1965 - зав. учебно-методическим кабинетом областного управления профтехобразования, с 1975 - методист по спецшколам, затем - зав. кабинетом дефек­ тологии Мурманского областного ин-та усовершенство­ вания учителей. Обучала 17 категорий работников спе­ циальных школ. Обучение проводила с учетом индиви­ дуальных особенностей слушателей, уровня их профес­ сиональной подготовки. Создала систему непрерывного обучения. Возглавляемый ею кабинет являлся опорным для НИИ дефектологии Академии педагогических наук РСФСР. На его базе проводились эксперименты, апро­ бация новых программ и учебников, межобластные кур­ сы, зональные семинары, смотры. Умело работала с активом, творческими группами. К работе курсов привлекала авторов учебников, состави­ телей программ, научных сотрудников. Способствовала внедрению знаний по дефектологии в практику работы общеобразовательных школ. По ее инициативе опыт педагогов области представ­ лялся на Всесоюзных педагогических чтениях, респуб­ ликанских научно-практических конференциях, ВДНХ СССР, страницах журнала "Дефектология". Имеет более 30 публикаций. Автор статей по народному образованию в подготовленной к печати "Энциклопедии Кольского края", составленной С. Н. Дащинским. С 1995 г. - зав. Музеем истории образования Мур­ манской обл. С ее помощью в нескольких районах об­ ласти созданы музеи образования. Избиралась председателем профкома школ, институ­ та, секретарем партийной организации, членом обкома профсоюза работников образования, была членом сове­ та кабинета дефектологии Центрального ин-та усовер­ шенствования учителей. Награждена медалями "За оборону Советского Запо­ лярья", "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "Пятьдесят лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", значком "Отличник народного просвещения". Заслуженный учитель школы РСФСР. ГЛУЗБЕРГ ВЛАДИМИР НАУМОВИЧ (1921-1989) Родился в г. Одессе. С 1945 по 1949 г. обучался в Одесской гос. консерватории по классу фортепиано у профессора М. Старковской. С 1941 по 1945 г. служил в Воо­ руженных Силах СССР. С 1946 г. работал в оперном театре, оркестре Одесского военного округа В 1950 г переехал в Мурманскую обл. С 1950 по 1977 г. работал дирек­ тором детской музыкальной школы г. Мончегорска, директором, препо­ давателем музыкального училища г. Мурманска Был человеком щедрой души. Хорошо знал бытовые условия учащихся. Помогал нуждающимся. Жил интере­ сами коллектива. 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz