Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

"Гармония", спортивный клуб "Чосон", балет на льду, молодежный центр моды, единственный в Северо- Западном регионе детский музыкальный театр танца. Создал условия для апробации и реализации молодеж­ ных программ "Юные лидеры", "Новая цивилизация", учебно-исследовательской деятельности в рамках про­ граммы "Шаг в будущее", школу "A-элита" и т. п. Прида­ ет большое значение работе с детьми-инвалидами и воспитанниками детских домов, интернатных учрежде­ ний, реабилитационных центров. Необходимым условием успешного развития системы дополнительного образования считает хорошо подго­ товленные кадры. Под его руководством сложился высо­ копрофессиональный коллектив: из 104 педагогических работников 34 имеют высшую квалификационную кате­ горию, 25 - первую и 63 - вторую. 87 педагогов работают по вариативным, авторским и индивидуальным програм­ мам, в основе которых инновационные тенденции в пе­ дагогике. Творческие, спортивные и технические коллек­ тивы центра неоднократно становились призерами, лау­ реатами, дипломантами областных, зональных, всерос­ сийских и международных смотров, конкурсов и сорев­ нований. "Лапландия" служит базой инструктивно­ методической и массовой работы для педагогов учреж­ дений дополнительного образования области. Первым в области реализовал идею финансовой самостоятельности учреждения. Вложил много сил в ук­ репление материально-технической базы учреждения. Награжден медалью "Ветеран труда", значком "От­ личник народного просвещения". ВЕРЕВКИН АРКАДИЙ ТИМОФЕЕВИЧ (1910-1976) Работал в учреждениях образо­ вания в Полярном, Североморске, Мурманске, нп. Восточная Губа, пос. Зашеек. С 1941 по 1945 г. защищал Запо­ лярье на полуострове Рыбачьем. С 1946 по 1974 г. - директор За- шейковской восьмилетней школы в Кировско-Апатитской пригородной зоне. Обладал даром руководителя, организатора, хозяйственника. Соз­ дал дружный педагогический коллек­ тив. Уделял много внимания теоретической подготовке учителей по вопросам педагогики, освоения новейших технологий. Учителя Зашейковской школы, перешедшие в другие учебные заведения, как правило, занимали ведущие места в новых коллективах. За годы его работы был создан интернат с отдель­ ным штатом воспитателей и технических работников, открыты библиотека, музей боевой славы, клуб выход­ ного дня, возведена двухэтажная пристройка к школе, в которой разместились столовая, спортивный и актовый залы, теплица, мастерская. В 60-е гг. Зашейковская школа была одной из лучших в Апатитах и пригородной зоне, на ее базе систематиче­ ски проводились семинары для зав. учебной частью, ежегодно - конференции по обмену опытом. Уделял много внимания работе пионерской органи­ зации: часто присутствовал на дружинных и отрядных сборах, линейках, помогал ст. вожатой организовывать встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, старожилами поселка. Избирался депутатом Зашейковского поселкового и Апатитского городского Советов депутатов трудящих­ ся, участвовал в работе комиссии партийного контроля, был организатором субботников по благоустройству поселка, возглавлял совет школы по работе с шефами и родителями. Награжден орденами Отечественной войны I степени, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, медаля­ ми "За отвагу", "За оборону Советского Заполярья", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." ВЕСЕЛКИНА АЛЕКСАНДРА МИХАЙЛОВНА (1926) Родилась в Новгородской обл. В 1940 г. окончила Мурманское педучилище, в 1960 - исторический факультет Ленинградского гос. пед­ института им. А. И. Герцена. Работала в г. Мурманске. С 1943 по 1944 г. - телеграфист Мурман­ ской дистанции Октябрьской желез­ ной дороги. С 1946 по 1985 г. - учи­ тель начальных классов школы № 26, являвшейся базовой для педучилища и пединститута, ин­ спектор Мурманского гороно, зам директора по учебно-воспитательной работе в коррекци­ онной школе-интернате № 2. Стремилась к повышению педагогического мастерст­ ва, старалась дать учащимся прочные и глубокие зна­ ния, научить их мыслить, рассуждать, делать самостоя­ тельные выводы, много внимания уделяла всесторонне­ му развитию личности. Обучала студентов педучилища и пединститута методике работы с учащимися Внесла большой вклад в развитие начального обра­ зования в Мурманске и совершенствование обучения младших школьников. Умело проводила дифференци­ рованную работу с учителями, руководителями методи­ ческих объединений, школ, заботилась о повышении уровня внутришкольного руководства и контроля, прово­ дила инспекторские проверки с последующим обсужде­ нием итогов на совете гороно. Большое значение прида­ вала обучению младших школьников правильному, беглому, выразительному чтению. В 60-е гг. была среди тех, кто поднимал вопрос об обучении детей с задержкой психического развития, привлечении к работе с ними сотрудников органов здра­ воохранения, психиатрических служб. С ее участием в школах г. Мурманска создавались специальные классы выравнивания. Выступала на Всесоюзных педагогических чтениях с обобщеннием опыта работы по теме "Особенности работы с детьми с задержкой психического развития". Избиралась председателем профкома школы, чле­ ном совета кабинета начальных классов Мурманского областного ин-та усовершенствования учителей. Награждена медалями "За оборону Советского За­ полярья", "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", значком "Отличник народного про­ свещения”. Заслуженный учитель школы РСФСР. ВИКТОРОВА ГАННА НИКОЛАЕВНА (1928) Родилась в Вологодской обл. В 1946 г. окончила Велико-Устюгское педучилище Архангельской обл., в 1961 - заочно факультет русского языка и литературы Мурманского гос. пединститута В августе 1946 г. была направлена учителем в мало­ комплектную школу лесоучастка в Терском р-не. Вела уроки во 2 и 4 кл. (классы состояли наполовину из детей карелов и саамов). Много внимания уделяла индивидуальной работе с отстающими. Использовала лучших учащихся в каче­ стве помощников: они проверяли работу отстающих и слабых. 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz