Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

Сама разрабатывала чертежи детской мебели, нахо­ дила изготовителей, занималась заготовкой дров, про­ дуктов питания, благоустройством территории (в то вре­ мя в штате не было завхоза). Много раз вывозила малышей на дачу в южные рай­ оны страны. Показатели здоровья детей в ее садике были высокими. Педагогическую деятельность направляла на созда­ ние базового учреждения по накоплению и распро­ странению опыта по темам "Эмоциональное благополу­ чие детей в разновозрастной группе", "Формирование у старших дошкольников внимательного и заботливого отношения к младшим детям". Этот опыт изучали студенты педучилища, воспитате­ ли разновозрастных групп. Детский сад № 32 по праву считался образцовым среди однокомплектных дошколь­ ных ведомственных учреждений. Была общественным инспектором облоно. Мать пятерых детей. Награждена медалями "За доблестный труд в Вели­ кой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "Пятьдесят лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "Медалью материнства" II степени. БОГДАНОВА ОМ-МАГАНИ ИСХАКОВНА (1928) Родилась в Ульяновской обл. В 1947 г. окончила Мурман­ ское педучилище, в 1949 - исто­ рический факультет Мурманско­ го учительского ин-та, в 1954 - заочно Ленинградский гос. пед­ институт им. А. И. Герцена. С 1949 по 1959 г. работала инструктором, зам. зав. отделом учащейся молодежи и пионеров, секретарем в Мурманском обкоме ВЛКСМ. С 1959 по 1963 г. - инст­ руктор отдела школ и учебных заведений обкома КПСС, далее до ухода на пенсию - зам. директора по заочному обучению и преподаватель истории Мурманского педучилища. При ее активном участии в первые послевоенные годы из отдельных пионерских дружин была сформиро­ вана областная пионерская организация. Решала вопросы, связанные с разработкой област­ ных программ развития пионерского движения, проведе­ нием областных слетов, фестивалей, смотров и др. мас­ совых мероприятий, организацией соревнования. Помо­ гала школьным комсомольским организациям бороться за прочные знания. Награждена медалью "За доблестный труд. В озна­ менование 100-летия со дня рождения В И. Ленина", значком ЦК ВЛКСМ "За активную работу в комсомоле", Почетными грамотами ЦК ВЛКСМ. БОЖКОВА ТАИСИЯ ИЛЛАРИОНОВНА (1927) Родилась в г. Павловске Воро­ нежской обл. В 1947 г. окончила педучилище в г. Павловске. Работала учителем, зав. учебной частью, директором школы в Цума- динском р-не Дагестанской АССР. С 1957 г. - учитель начальной школы № 9 г. Североморска. В 1966 г. окончила Мурманский гос. пединститут. В 1969 г. назначена директором ср. школы № 9. Возглавляла педаго­ гический коллектив до 1984 г. Целеустремленная, инициативная, творчески подхо­ дила к делу. Руководила военно-патриотическим воспи­ танием. Опыт ее работы по этому направлению был обобщен в городе и области, опубликован в газете "На страже Заполярья", в журнале "Воспитание школьников" Организовала поисковую работу в школе, участвова­ ла в создании Книги почета ветеранов. Открыла первую в городе комнату боевой славы. Инициатор проведения ежегодных мероприятий, которые вошли в традицию школы, в том числе встреч с военачальниками, интерес­ ными людьми, конференции "Офицер - профессия ге­ роическая", участниками которой являются летчики, курсанты военных училищ, воины-"афганцы", Герои Со­ ветского Союза. Неоднократно избиралась депутатом Североморско­ го городского Совета депутатов трудящихся. Награждена медалью "За доблестный труд. В озна­ менование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина", значком "Отличник народного просвещения". Заслужен­ ный учитель школы РСФСР БОЛЬШАКОВ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1924) Родился в Ярославской обл. С августа 1942 по апрель 1950 г. проходил воинскую службу в Турк­ менском пограничном округе, далее по 1960 г. - на кораблях Краснозна­ менного Северного флота. В 1959 г. окончил Ленинградский гос. пединститут. Работал учителем истории в школе № 9 г. Мурманска. Через 4 года был назначен директо­ ром школы № 29, затем директором школы-интерната № 1 г. Мурманска. Талантливый организатор. В шко- ле-интернате объединил усилия учительского и учениче­ ского коллективов, в результате чего большинство школьников стало лучше учиться, охотнее трудиться и культурнее вести себя в школе и дома. С помощью шефов улучшил материальную базу уч­ реждения: оборудовал учебные кабинеты и мастерские, создал хороший спортивный комплекс, построил гараж, теплицу, овощехранилище. Образцово организовал питание и охрану здоровья детей. В школе-интернате имелись медицинский и зубо­ врачебный кабинеты. Воспитанники дважды в год прохо­ дили углубленный медицинский осмотр и при необходи­ мости направлялись на лечение. Санация полости рта осуществлялась на месте. Больные и ослабленные дети ежегодно вывозились в южные районы страны. Несмотря на слабую подготовку воспитанников, от­ торгнутых дневными школами, коллективу интерната удалось дать всем детям необходимый минимум зна­ ний, добиться, чтобы учащиеся переходили из класса в класс. Неоднократно избирался секретарем партийной ор­ ганизации, участвовал в работе профсоюзных органов, был активным лектором-международником. Награжден медалями "За боевые заслуги", "За безу­ пречную службу в Вооруженных Силах СССР", "За доб­ лестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рож­ дения В. И. Ленина" и др., значком "Отличник народного просвещения". БОСИЯК КАЗИМИРА АЛЕКСАНДРОВНА (1921) Родилась в Казахской ССР. В 1942 г. окончила пединститут. Работала преподавателем русского языка и литера­ туры в ср. школе пос. Кола Мурманской обл В 1945 г. переехала в г. Кандалакшу. Возглавила районо. Руково­ 40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz