Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

онной газеты "Артиллерист", партор­ гом авторембазы. Затем работал в партийных органах, в школе (учи­ тель истории, директор). Заочно окончил Московский гос. ун-т, прошел обучение на курсах усовершенствования учителей исто­ рии в г. Ле-нинграде. После этого был направлен ст. инструктором в отдел пропаганды и агитации полит­ отдела военно-воздушных сил Се­ верного флота. С 1957 г. - начальник вечернего университета мар- ксизма-ленинизма при политотделе одной из воинских частей г. Североморска. С 1960 г. работал ст. преподавателем, доцентом, исполняющим обязанности зав. кафедрой марксизма- ленинизма, деканом историко-филологического факуль­ тета в Мурманском гос. пединституте. Читал курс научно­ го коммунизма. Руководил студенческим научным кружком. В 1965 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук. Изучал проблемы профсоюзно­ го движения, опубликовал ряд научных статей. С 1974 г. - доцент Костромского технологического ин-та. Неоднократно избирался секретарем и членом пар­ тийного бюро пединститута, был внештатным лектором Мурманского горкома КПСС, Мурманского обкома КПСС, вел занятия в вечернем институте марксизма-ленинизма при Мурманском горкоме КПСС, Мурманском консульт- пункте заочной Высшей партийной школы. Награжден значком "Отличник народного просвеще­ ния". Его имя заносилось на городскую Доску почета. АНТОНОВА АЛЕКСАНДРА АНДРЕЕВНА Окончила отделение народов Севера Ленинградского гос. педин­ ститута им. А. И. Герцена. Учитель русского языка и литературы. По национальности саами. С 1956 г. работала учителем, воспитателем, зав. учебной частью, директором в школах с. Ловозера. С 1978 г. - мл. научный сотрудник НИИ национальных школ Мини­ стерства просвещения РСФСР. С 1993 г. - ст. научный сотрудник Карельского филиала НИИ нацио­ нальных проблем образования Министерства просвеще­ ния РФ, с 1 июня 1993 г. - редактор-переводчик Лово- зерской радиоредакции гос. телерадиокомпании "Мурман". Талантливый воспитатель. Многим детям из отда­ ленных поселков, жившим в Ловозерской школе- интернате, была как заботливая мать. Пользовалась уважением родителей. Зная национальные особенности культуры и быта саамов, коми и ненцев, создала свою методику обучения детей русскому языку и литературе, добивалась, чтобы они осознанно усваивали знания. Инициатор создания и член авторского коллектива по разработке саамского алфавита. Разработанный алфа­ вит был утвержден облисполкомом и рекомендован НИИ национальных школ Министерства просвещения РСФСР в качестве основы саамской письменности. Первой стала преподавать в школе саамский язык. Соз­ дала букварь на саамском языке, составила Саамско- русский словарь, написала учебное пособие для 2 кл., перевела с русского на саамский книгу "Иисус - друг детей". Автор сборников стихотворений "Моя боль" и "Семья". Инициатор и организатор радиовещания на саамском языке. Награждена медалью "За доблестный труд В озна­ менование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина" Почетной грамотой Мурманской областной думы. Почет­ ный гражданин Ловозерского р-на. АНТОНОВА ЛИДИЯ ДМИТРИЕВНА (1927) Родилась в Кировской обл. В 1944 г. окончила педучи­ лище. Учитель-подвижник. 12 лет ра­ ботала в отдаленных саамских по г ос т ах Лов о з ер с к о г о р-на: с 1944 г. - в Чалмны-Варрской, с 1947 - в однокомплектной Чудзь- яврской школах. С 1959 г. - учи­ тель, затем воспитатель в Лово­ зерской национальной ср. школе- интернате. Отличалась доброжелатель­ ным, уважительным отношением к детям. Хорошо знала их характеры, интересы. С 1967 г. руководила клубом юных следопытов, кото­ рый занимался увековечиванием памяти защитников Заполярья. Следопыты раскрыли тайну братской могилы в с. Ловозере, установили имена погибших летчиков и 120 односельчан - участников Великой Отечественной войны. На месте, откуда ловозерцы уходили на фронт, был поставлен памятный знак. Значительную часть пи­ сем и воспоминаний ребята оформили в виде альбомов, которые стали основой для создания Ловозерского крае­ ведческого музея. Награждена медалями "За доблестный труд. В озна­ менование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина", "Пятьдесят лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", значками "Отличник народного просвещения", "Победитель социалистического сорев­ нования". БАСИНА ВАЛЕНТИНА ВАСИЛЬЕВНА (1935) В 1958 г. окончила Тульский гос. пединститут им. Л. Н. Тол­ стого. Учитель математики и черче­ ния ср. школы № 4 пос. Росляково Педагог по призванию. Мастер своего дела. Имеет собственную систему, основанную на принципах личностно-ориентированного обу­ чения. Применяет разнообразные формы и методы обучения, стре­ мится дать каждому ученику про­ явить себя и тем обеспечивает постоянную высокую познавательную активность обучающихся. Ее уроки от­ личаются высоким научным и методическим уровнем, логичностью, практической направленностью, эмоцио­ нальной насыщенностью. Большое место отводит выбо­ ру наиболее рационального способа решения задач, умению анализировать, доказывать, объяснять, сравни­ вать. Самостоятельна в решении сложных педагогиче­ ских проблем. Создала авторскую систему уроков в 7-11 кл., серию опорных конспектов по основным разделам математики в 7-9 кл., авторский цикл уроков для учителей города по теме "Углубленное изучение математики в старших классах". Сочетает урочные формы занятий с внеурочными: проводит такие внеклассные мероприятия, как "Брейн- 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz