Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

I ОБРАЗОВАНИЕ В ВОЕННЫЕ I И ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. в Мурманской области было объяв­ лено военное положение. Началась эвакуация населения в центральные и восточные районы страны За короткий срок Кольский полуостров покинули 114738 человек - дети, женщины, старики. Были призваны на воинскую службу и отправлены на фронт многие учителя-мужчины, перешли на работу в госпитали или уехали многие учителя-женщины. Первый военный учебный год начали только 70 школ. В связи с этим перед народным образованием встала важнейшая задача - охватить детей всеобщим обучением. Кроме этого, нужно было заботиться об их здоровье и безопасности, материальном обеспече­ нии, сохранении и содержании школьных зданий. Первый военный учебный год завершился с успеваемостью 84%, что выше, чем в предыдущем, мир­ ном году. По его итогам большая группа учителей была занесена в областную Книгу почета, награждена грамотами и ценными подарками. Школы прифронтового Мурманска работали в тяжелейших условиях. В августе 1942 г. исполком Мур­ манского областного Совета депутатов трудящихся принял решение о вывозе школьников в Кировск и Мон­ чегорск, где для них открыли интернаты. Третий военный учебный год начался более организованно. Сеть школ увеличилась на 10 единиц. Во­ зобновились занятия в Мурманском педучилище. В начале 1944/45 уч. г. работало уже 88 школ, в них обучалось 12 тыс. детей. Школы открывались и после 1 сентября. В конце учебного года их было 110, а число учащихся достигло 17600. Тысячи выпускников школ и сотни учителей героически сражались с врагом, самоотверженно труди­ лись в тылу. Многие из них погибли в боях. В годы войны показали высокое педагогическое мастерство М. В. Белоглазова (школа № 11 г. Кировска), Ф. И. Валуй, О. С. Гречухина, Т. М Мовчан (школа пос. Лесного Терского р-на), А. А. Иванова (Оленицкая школа), Т. Д. Крутикова, Г. Г. Морозова, Н. Ф. Стеклова (школа пос. Верхний Нюд), А. К. Ветошкина (школа № 1 г. Кировска), А. Е. Гручина, М И. Касьянова (Умбская шко­ ла), Е. Ф. Кривошеина (инспектор облоно по пионерии), О. А. Смоленникова (зав. школой № 18 г Мурман­ ска), Н. Ф. Сурядова (зав. школой пос. Чаваньга), Т. В. Кучерова-Пантелеева, В. С. Перегудова (Ловозер- ская ср. школа). Самоотверженный труд учителей Мурманской области в 1941-1945 гг. был отмечен так: 444 человека получили правительственные награды (в т. ч. 27 орденов), 33 - значок "Отличник народного просвещения". Во время Великой Отечественной войны, несмотря на множество трудностей, система образователь­ ных учреждений совершенствовалась: были созданы школы рабочей и сельской молодежи, интернаты для детей, эвакуированных из прифронтовых районов и живущих далеко от школы; упорядочен учет детей, под­ лежащих обучению, снижен до семи лет возраст приема в школу, введены экзамены на аттестат зрело­ сти в средних школах, учреждены золотые и серебряные медали для награждения выпускников, показавших выдающиеся успехи, утверждены Правила для учащихся и др. В 1944 г. создана Академия педагогических наук РСФСР. В первой послевоенной пятилетке развитие образования достигло довоенного уровня, а по ряду пока­ зателей превысило его. В 1950/51 уч. г. в Мурманской области уже работало 210 школ, а число учащихся составляло 48436. Учителей перед войной было 1547, а в 1950 г. - 1979. Дети коренных жителей Крайнего Севера были переведены на бесплатное обучение и проживание в интернатах. С 1949 г. всех девочек и мальчиков, окончивших 4 класса, стали в обязательном порядке принимать В школах военной и послевоенной поры много внимания уделялось патриотическому воспитанию, ко­ торое было основано на подвигах Красной Армии и всего народа. Вместе с этим очень важным считалось воспитание любви к родному краю. В военное время в соревновании по итогам учебного года неоднократно отмечалась как одна из лучших ср. школа пос. Лесного Терского р-на Большой опыт краеведческой работы был накоплен в ср. школе № 7 пос. Роста (г. Мурманск). Органы управления образованием области требовали, чтобы учителя знакомили учащихся с каким- либо конкретным производством. В планах учителей в обязательном порядке были экскурсии на промыш­ ленные предприятия, животноводческие фермы, промысловые и транспортные суда и т. д. 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz