Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

Награждена медалями "За доблестный труд в Вели­ кой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "За трудовое отличие", значком "Отличник народного просвещения". ОСИПОВ ИВАН АНДРЕЕВИЧ Родился в пос. Рестикент Мурманской обл. в семье оленеводов. Один из первых учителей-саамов, имеющих педагогическое образование. Окончил Институт народов Севера. К работе приступил в 1930 г. Под руководством А. Г. Эндюковского и 3. Е. Черня- кова принимал активное участие в разработке саамского алфавита, участвовал во многих экспедициях по саам­ ским становищам. ПАВЛОВ АНТОН ГРИГОРЬЕВИЧ (1917-1993) Родился в Вологодской обл. Учитель-подвижник. Более 40 лет посвятил работе в системе образо­ вания Ловозерского р-на. Был пер­ вым учителем начальных классов в школе пос. Ильма (будущая Рев- да), зав. роно. С 1962 г. до ухода на пенсию (более 15 лет) работал старшим воспитателем в Ловозер- ской школе-интернате. Воспитатель по призванию. Легко устанавливал контакты с детьми. Для каждого находил теплое, ласко­ вое слово. Всего себя отдавал работе и требовал того же от других. Служил примером для молодежи и для коллег. Избирался секретарем партийной организации школы. Награжден орденом "Знак Почета", медалями "За трудовую доблесть", "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина", "Тридцать лет Победы в Великой Отече­ ственной войне 1941-1945 гг.", значком "Отличник на­ родного просвещения". ПАШКИНА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА (1909-1972) С 1928 г. работала в начальных классах школ Ленинградской обл., с 1936 г. - методистом Смольнен- ского роно г. Ленинграда. В 1938 г. направлена в школу № 2 г. Мончегорска, в 1939 г. - в ср. школу пос. Умба. По мнению директора Умбской школы С. Д. Когана, была одной из лучших в коллективе. Неоднократ­ но получала премии Мурманского облисполкома. С 1943 г. - зав. учебной частью. Образцово поставила методическую работу. В 1951 г. утверждена инструктором отдела школ Мурманского обкома КПСС. С 1956 г. на руководящей работе: была директором детского дома № 5, директо­ ром школы № 20, зав. Кировским роно, директором школ N9 29, 14 г. Мурманска. Современники характеризуют ее деятельность как особо творческую. Она сумела объединить усилия учи­ телей, родителей, шефов и детей. Опыт взаимодействия школы № 14 (политехнический лицей) и трудовых кол­ лективов Мурманского морского пароходства был одоб­ рен обкомом КПСС. Т. Н. Пашкина описала его в своей книге "Дружба границ не знает". ПЕРСКАЯ ЗОЯ МИХАЙЛОВНА (1913) Родилась в Карелии. Окончила Петрозаводское педучилище. Работала зав. детскими садами № 2 Кандалакшского механического завода (1937-1944) и № 1 г. Кандалакши (1945-1951). По ее инициативе в городе был создан методический кабинет по дошкольному воспитанию. На базе детского сада № 2 проводились совещания, семинары руководи­ телей и работников дошкольных учреждений. В детском саду № 1 организовала подсобный уча­ сток. Помимо деревьев на нем были посажены 180 кус­ тов малины, 75 - черной смородины, красные и белые розы. Во дворе детского сада бил фонтан. В 1948 г. кол­ лектив дошкольного учреждения участвовал в выставке работ юных натуралистов в г. Москве. Опыт его работы был рекомендован к применению в других детских садах. ПОГОДИН МИХАИЛ АНДРЕЕВИЧ (1909-1976) С 1922 г. работал учителем в сельской начальной школе в Твер­ ской обл. В 1930 г. по комсомольской путевке уехал на Сахалин. Работал учителем, зав. роно, зав. гороно. В Мурманской обл. с 1933 г. Учи­ тель, зав. учебной частью, директор в школах № 8, 16, 17, 18 г Мурман­ ска, № 1 г. Полярного. В обучении и воспитании использовал нетради­ ционные методы и приемы. В школе г. Полярного вел исследования по теме "Создание и сплочение школь­ ного коллектива". В 1950 г. обнародовал результаты исследований на областном семинаре руководителей школ. Впоследствии посвятил изучаемой теме много­ численные публикации. Пользовался бесспорным авторитетом у учащихся, учителей, родителей, общественности Полярного. Был депутатом городского Совета депутатов трудящихся, членом райкома КПСС, активистом Всесоюзного обще­ ства "Знание". В 1955 г. назначен директором Мурманского област­ ного ин-та усовершенствования учителей. Руководил им до 1976 г. Показал себя талантливым педагогом, органи­ затором, исследователем. Освещал в лекциях, статьях, книгах вопросы современного образования. Много лет был редактором периодических изданий института "В помощь школе", "Полезная инициатива, хорошие дела". Написал брошюры "В школу входит новое", "Педа­ гогический всеобуч родителей", "Практическая работа ученических организаций в повышении ответственности учащихся за успехи в обучении", "О работе с трудными детьми" и др. Заложил основы научного осмысления богатого педа­ гогического опыта мурманских учителей. При содействии ученых Академии педагогических наук РСФСР организо­ вал научно-исследовательские лаборатории "Учениче­ ские организации в борьбе за знания", "Военно-патрио­ тическое воспитание учащихся", руководил ими более десяти лет. По его инициативе на базе мурманских школ проведены всероссийские конференции "Эстетическое воспитание учащихся", "Организация питания учащихся" и др., лучший опыт школ и отдельных учителей пред­ ставлялся на республиканских и всесоюзных педагоги­ ческих чтениях, научно-практических конференциях. С позиции сегодняшнего дня наиболее значимы ра­ боты М. А. Погодина по проблеме "Коллективная позна­ вательная деятельность". Основные идеи этих работ изложены в книге "Ученические организации в борьбе за знания". 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz