Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.
Награждена медалями "За доблестный труд в Вели кой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "За трудовое отличие", значком "Отличник народного просвещения". ОСИПОВ ИВАН АНДРЕЕВИЧ Родился в пос. Рестикент Мурманской обл. в семье оленеводов. Один из первых учителей-саамов, имеющих педагогическое образование. Окончил Институт народов Севера. К работе приступил в 1930 г. Под руководством А. Г. Эндюковского и 3. Е. Черня- кова принимал активное участие в разработке саамского алфавита, участвовал во многих экспедициях по саам ским становищам. ПАВЛОВ АНТОН ГРИГОРЬЕВИЧ (1917-1993) Родился в Вологодской обл. Учитель-подвижник. Более 40 лет посвятил работе в системе образо вания Ловозерского р-на. Был пер вым учителем начальных классов в школе пос. Ильма (будущая Рев- да), зав. роно. С 1962 г. до ухода на пенсию (более 15 лет) работал старшим воспитателем в Ловозер- ской школе-интернате. Воспитатель по призванию. Легко устанавливал контакты с детьми. Для каждого находил теплое, ласко вое слово. Всего себя отдавал работе и требовал того же от других. Служил примером для молодежи и для коллег. Избирался секретарем партийной организации школы. Награжден орденом "Знак Почета", медалями "За трудовую доблесть", "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина", "Тридцать лет Победы в Великой Отече ственной войне 1941-1945 гг.", значком "Отличник на родного просвещения". ПАШКИНА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА (1909-1972) С 1928 г. работала в начальных классах школ Ленинградской обл., с 1936 г. - методистом Смольнен- ского роно г. Ленинграда. В 1938 г. направлена в школу № 2 г. Мончегорска, в 1939 г. - в ср. школу пос. Умба. По мнению директора Умбской школы С. Д. Когана, была одной из лучших в коллективе. Неоднократ но получала премии Мурманского облисполкома. С 1943 г. - зав. учебной частью. Образцово поставила методическую работу. В 1951 г. утверждена инструктором отдела школ Мурманского обкома КПСС. С 1956 г. на руководящей работе: была директором детского дома № 5, директо ром школы № 20, зав. Кировским роно, директором школ N9 29, 14 г. Мурманска. Современники характеризуют ее деятельность как особо творческую. Она сумела объединить усилия учи телей, родителей, шефов и детей. Опыт взаимодействия школы № 14 (политехнический лицей) и трудовых кол лективов Мурманского морского пароходства был одоб рен обкомом КПСС. Т. Н. Пашкина описала его в своей книге "Дружба границ не знает". ПЕРСКАЯ ЗОЯ МИХАЙЛОВНА (1913) Родилась в Карелии. Окончила Петрозаводское педучилище. Работала зав. детскими садами № 2 Кандалакшского механического завода (1937-1944) и № 1 г. Кандалакши (1945-1951). По ее инициативе в городе был создан методический кабинет по дошкольному воспитанию. На базе детского сада № 2 проводились совещания, семинары руководи телей и работников дошкольных учреждений. В детском саду № 1 организовала подсобный уча сток. Помимо деревьев на нем были посажены 180 кус тов малины, 75 - черной смородины, красные и белые розы. Во дворе детского сада бил фонтан. В 1948 г. кол лектив дошкольного учреждения участвовал в выставке работ юных натуралистов в г. Москве. Опыт его работы был рекомендован к применению в других детских садах. ПОГОДИН МИХАИЛ АНДРЕЕВИЧ (1909-1976) С 1922 г. работал учителем в сельской начальной школе в Твер ской обл. В 1930 г. по комсомольской путевке уехал на Сахалин. Работал учителем, зав. роно, зав. гороно. В Мурманской обл. с 1933 г. Учи тель, зав. учебной частью, директор в школах № 8, 16, 17, 18 г Мурман ска, № 1 г. Полярного. В обучении и воспитании использовал нетради ционные методы и приемы. В школе г. Полярного вел исследования по теме "Создание и сплочение школь ного коллектива". В 1950 г. обнародовал результаты исследований на областном семинаре руководителей школ. Впоследствии посвятил изучаемой теме много численные публикации. Пользовался бесспорным авторитетом у учащихся, учителей, родителей, общественности Полярного. Был депутатом городского Совета депутатов трудящихся, членом райкома КПСС, активистом Всесоюзного обще ства "Знание". В 1955 г. назначен директором Мурманского област ного ин-та усовершенствования учителей. Руководил им до 1976 г. Показал себя талантливым педагогом, органи затором, исследователем. Освещал в лекциях, статьях, книгах вопросы современного образования. Много лет был редактором периодических изданий института "В помощь школе", "Полезная инициатива, хорошие дела". Написал брошюры "В школу входит новое", "Педа гогический всеобуч родителей", "Практическая работа ученических организаций в повышении ответственности учащихся за успехи в обучении", "О работе с трудными детьми" и др. Заложил основы научного осмысления богатого педа гогического опыта мурманских учителей. При содействии ученых Академии педагогических наук РСФСР организо вал научно-исследовательские лаборатории "Учениче ские организации в борьбе за знания", "Военно-патрио тическое воспитание учащихся", руководил ими более десяти лет. По его инициативе на базе мурманских школ проведены всероссийские конференции "Эстетическое воспитание учащихся", "Организация питания учащихся" и др., лучший опыт школ и отдельных учителей пред ставлялся на республиканских и всесоюзных педагоги ческих чтениях, научно-практических конференциях. С позиции сегодняшнего дня наиболее значимы ра боты М. А. Погодина по проблеме "Коллективная позна вательная деятельность". Основные идеи этих работ изложены в книге "Ученические организации в борьбе за знания". 28
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz