Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

им. А. И. Герцена по спе­ циальности "Дошкольное воспита­ ние". С 1931 по 1941 г.- зав. детским очагом № 3, зав. детским садом № 7 г. Мурманска. Работала с ув­ лечением. Создала прочную мате­ риальную базу, библиотеку для детей, подсобное хозяйство, уста­ новила контакты с общественными организациями. Проводила большую просвети­ тельную работу среди населения, используя печать, радио, принимала активное участие в ликвидации не­ грамотности. В 1941 г. эвакуирована в Казахстан. С 1943 по 1952 г. работала в плановом управлении Мурманского облисполкома начальником сектора куль­ туры, здравоохранения и коммунального хозяйства. С 1952 по 1962 г. заведовала детским садом № 20 г. Мурманска, затем ушла на пенсию. Под ее руководством благоустроена и озеленена территория детского сада, организована работа с ше­ фами. Большое внимание уделяла вопросам преемственно­ сти дошкольного учреждения и школы, организовала в школе и детском саду изучение вопросов психологии дошкольника и младшего школьника. Вырастила творческий коллектив, добивалась вне­ дрения в работу научных исследований в области умст­ венного развития, физического оздоровления детей. Детский сад был школой передового педагогического опыта. Отличалась высокой эрудицией, знанием классиче­ ской и советской литературы. Награждена медалями "За доблестный труд в Вели­ кой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "За оборону Советского Заполярья", "За трудовое отличие", значком "Отличник народного просвещения". ДРУЖЕНЬКОВ ГЕОРГИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1916-1994) По национальности саам. В 1931 г. зачислен в Мурман­ ское педучилище. Окончил курсы по подготовке учителей. Работал в с. Каневка. Его пер­ вая школа размещалась в бывшей часовне. Класс отапливался с по­ мощью плиты, партами служили два дощатых самодельных стола. Зимой ученики сидели в тоборках и малицах. В щели заносило снежную крошку. Но школьный учитель взялся за дело с большим желанием. Старожилы Каневки до сих пор помнят его уроки и еловые шишки, с помощью которых учились считать. По вечерам обучал грамоте отцов и матерей учеников. В 1936 г. поступил в Институт народов Севера. После успешного завершения учебы вернулся в Каневку. Во время Великой Отечественной войны был на фронте - сначала в мотострелковом полку, затем в раз­ ведке. После демобилизации занялся любимым делом. Учил детей трудолюбию, отзывчивости, доброжелатель­ ности, воспитывал любовь к Родине. Был делегатом I съезда учителей Севера (1959), делегатом Всероссийского съезда учителей. Пропаган­ дировал развитие саамской письменности, принимал активное участие в создании саамского букваря, масте­ рил макеты веж, предметы быта для краеведческого музея. Неоднократно участвовал в праздниках саамской культуры, исполнял национальные мелодии. Способст­ вовал изданию пластинки с записями саамской народной музыки и фольклора. Проводил уроки музыки в Мурман­ ском педучилище, в школах пос. Гремиха (г. Островной), где жил и работал в последнее время. Награжден медалью "За трудовую доблесть", значком "Отличник народного просвещения". Первый среди учи- телей-саамов получил звание "Заслуженный учитель школы РСФСР". В г. Островном учреждена премия его имени для учащихся, заканчивающих ср. общеобразовательные школы с золотыми и серебряными медалями, на здании ср. школы № 281 установлена мемориальная доска. ЗАК БОРИС ДАВЫДОВИЧ (1907-1976) Родился в Белоруссии. В 1928 г. окончил Белорусский гос. университет в г. Минске. С 1928 по 1932 г. - учитель истории, географии, об­ ществоведения и зав. еврейской школой в г. Мозыре Белорусской ССР, затем методист сектора кадров, кон­ сультант при библиотеке Выборгского дома культуры в г. Ленинграде. С 1936 по 1941 г. - учитель истории, обществоведения в школах № 11, 19 г. Мурманска, 18 лет инспектор Мурманского гороно. После Великой Отечественной войны - преподава­ тель педагогического училища, методист Мурманского областного ин-та усовершенствования учителей. На посту инспектора проявил себя ответственным, квалифицированным, знающим дело специалистом. Обладал глубокими знаниями по истории и педагогике, большим опытом работы по управлению образованием. Своевременно оказывал помощь молодым и малоопыт­ ным руководителям школ. Был контактным, тактичным, добросердечным и вместе с тем принципиальным. Участник Великой Отечественной войны. Служил в войсках Карельского и 4-го Украинского фронтов. По­ литработник. Пропагандист полка. Неоднократно избирался депутатом городского Сове­ та, членом президиума обкома и горкома профсоюза работников просвещения, членом бюро партийной орга­ низации Мурманского горисполкома. Имеет печатные работы, подготовил и издал пособие в помощь учителю "О работе с учебником истории Древ­ него мира" (1940). Награжден орденом Красной Звезды, медалями "За оборону Советского Заполярья", "За победу над Герма­ нией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", значком "Отличник народного просвещения". Заслужен­ ный учитель школы РСФСР. ЗЕКЦЕР ПЕТР МАРКОВИЧ Родился в марте 1911 г. В 1932 г. окончил педагогические курсы в г. Ленин­ граде. Направлен на работу в г. Кировск, где сразу избран в президиум районного комитета союза учителей началь­ ных и средних школ. С 1934 по 1937 г. работал в учебных заведениях г. Кировска: заведовал начальной школой № 4, школой № 2, был директором неполной ср. школы № 4, зав. роно. Современники характеризуют его как требова­ тельного, болеющего за дело руководителя, хорошего специалиста. Участник Великой Отечественной войны. 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz