Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

ср. школе. Курировала начальные классы. Умело руководила учебной деятельностью, помогала колле­ гам эффективнее работать, требо­ вала, чтобы они внимательно и заботливо относились к учени­ кам. Вырастила много мастеров педагогического труда. Под ее руководством были созданы живой уголок и краевед­ ческий музей, организовано озеле­ нение школьного здания. Заслуженный учитель школы РСФСР. ВЕРЕЩАГИН АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1910-1996) Родился в Тверской губернии. Окончил Новгородский педтехни- кум, Ленинградский пединститут. В 1935 г. назначен директором Апатитской ср. школы Кировского р-на Мурманского округа Ленинград­ ской обл. В 1937 г. исключен из комсомола, в котором состоял с 1925 г., снят с должности директо­ ра, за то что два его погибших брата воевали на стороне "белых", а дед был попом. Добился восстановления в комсомоле и на административной работе и даже был принят в ряды КПСС. В 1939 г. переведен директором школы в г. Поляр­ ный, где близко познакомился с видным педагогом того времени М. А. Погодиным и во многом стал последова­ телем его идей. В 1941 г. был мобилизован в действующую армию, воевал на Карельском, 2-м и 3-м Украинских фронтах, принимал участие в штурме Кенигсберга. Службу закон­ чил в 1947 г. в Австрии начальником отдела штаба окку­ пационных войск. В октябре 1947 г. назначен директором школы № 1 г. Североморска. Занимал эту должность до 1966 г., исключая время, когда был зав. гороно (1959-1964). Организовал в ученических коллективах борьбу за знания, привлек ребят к благоустройству города. Особое внимание уделял идейно-политическому воспитанию молодежи. Считал, что школа не может быть вне поли­ тики. Одним из первых начал решать проблему соедине­ ния обучения с производительным трудом. Организовал первый в области лагерь труда и отдыха учащихся. Умело занимался военно-патриотическим воспитани­ ем. Установил шефскую связь кораблей, воинских час­ тей со школой. Был сторонником комплексного подхода к воспита­ нию и обучению. Отношения строил на доверительной основе, сочетая доверие с твердыми и последователь­ ными требованиями. Награжден орденами Отечественной войны I и II степени, медалью "За боевые заслуги" и др. Заслужен­ ный учитель школы РСФСР. ВОРОБЬЕВ ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ (1912-1943) Родился в Ставропольском крае. В 1933 г. окончил художественно-педагогическое отделение техникума в г. Ленинграде, после чего был командирован в г. Хибиногорск. С 1933 по 1941 г. работал учителем черчения и рисо­ вания, директором в фабрично-заводской семилетке № 10 (ср. школа № 1). Заочно учился на историческом факультете Ленинградского гос. пединститута им. А. И. Герцена. Активно решал проблему повышения успеваемости, привлекая к этому производственников и родителей. Советы содействия, созданные при школе, помогали организовать досуг учеников. С их помощью проводи­ лись спортивные соревнования массового характера. В 1941 г. призван в Красную Армию. Сражался на Северо-Западном фронте. Погиб 4 сентября 1943 г., будучи гвардии майором, командиром батальона 87-го гвардейского Краснознаменного стрелкового полка 29-й гвардейской Краснознаменной стрелковой дивизии. По­ хоронен в г. Ельне Смоленской обл. Награжден орденами Красного Знамени, Отечествен­ ной войны I степени и др. боевыми наградами. ГАЙДУКОВА АННА ХАРИТОНОВНА (1901 -1982) Родилась в г. Евпатории. Образование педагогическое. В 1932 г. по комсомольской путевке приехала на строительство города в Монче-тундре. Узнав, что 11 де­ тей не учатся, стала проводить занятия в брезентовой палатке. Когда в пос. Монча открыли школу № 1, была назначена учительницей. В 1935 г. переехала в г. Кировск, в 1941 эвакуирова­ лась в Никольск Вологодской обл. В 1944 г. вернулась в Евпаторию. Работала замполитом в мореходном учи­ лище, с 1945 по 1957 г. - в детском доме. В 60-80-е гг. занималась общественной работой: встречалась со школьниками, два десятилетия руково­ дила детским драматическим кружком при ЖЭКе. ГЕРАСИМОВ АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ Один из первых учителей-саамов, получивших педа­ гогическое образование. Окончил отделение народов Севера Ленинградского гос. пединститута им А. И. Гер­ цена. В 30-е гг. работал в Нотозерской школе Принимал участие в разработке саамской письмен­ ности на основе латыни. ГРОМОВ БОРИС ПЕТРОВИЧ (1909-1983) В 30-е гг. был директором школ № 2 и 3 г. Мурманска. Способный организатор. В течение двух лет вывел школу № 2 в число лучших в области. Школа имела пре­ красное оборудование, методический и учебные кабине­ ты, библиотеку. В 1939 г. назначен зав. Микояновским роно г. Мур­ манска. После демобилизации (1946) был председателем Микояновского райисполкома г. Мурманска, с 1948 по 1951 г. - зам. председателя Мурманского горисполкома. Внес значительный вклад в развитие школ. Впоследст­ вии работал директором школ № 3, 14 г. Мурманска. Был убежден, что правильно организованный труд является хорошим воспитателем и помогает успешно овладевать основами наук. Являлся сторонником объе­ динения обучения с производительным трудом. Считал, что нужно искать и создавать возможности для этого Подкрепил свою позицию делом. В последние годы жиз­ ни руководил строительством пристройки к школе N° 14, которое осуществлялось силами учащихся. Довести дело до конца не успел. Пристройку ввели в эксплуата­ цию через 25 лет после начала строительства. ГУБИНСКИЙ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ Был учителем, агитатором, пропагандистом в саам­ ских селах. Днем учил детей, а по вечерам - взрослых. Один из его учеников 40 лет спустя писал: "Вскоре после создания колхоза в селе открылась начальная 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz