Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

долицейскую и допрофессиональную подготовку. В це­ лях развития познавательной активности и творческих способностей учащихся на базе лицея функционируют школы “Олимп” и “Юный исследователь”, межшкольный факультатив по предметам естественно-математиче- ского цикла, 25 различных спецкурсов и факультативов, существует спецкурс “Введение в научно-исследо- вательскую деятельность". Под руководством препода­ вателей высшей школы, ведущих специалистов осуще­ ствляется учебно-исследовательская работа в области физики, математики, химии, литературы, юриспруден­ ции, истории и краеведения. Итогом исследовательской и творческой деятельно­ сти лицеистов стало ежегодное участие их в научно- практических конференциях “Будущее Севера” (г. Мур­ манск), "Юность. Наука. Культура” (г. Обнинск), "Шаг в будущее” (г. Москва). Увеличивается число победите­ лей и призеров районных и областных предметных олимпиад по физике, математике, химии, географии, информатике, биологии, экономике. Имеет печатные работы по вопросам управления учебно-воспитательным комплексом “Лицей - техниче­ ский университет". Награждена значком “Отличник народного просве­ щения”. ШОСТАЦКИЙ АЛЬБЕРТ ГРИГОРЬЕВИЧ (1930) Родился в Ростовской обл. Окончил Сталинградское суворов­ ское училище, Львовское военно­ техническое училище, Карельский гос. пединститут. С 1960 по 1969 г. преподавал военное дело в школе № 2 г. Мурманска. В течение 19 лет проработал инспектором областного отдела народного образования по начальной воен­ ной подготовке. С 1988 г. - мето­ дист информационно-методиче­ ского кабинета Октябрьского окру­ га г. Мурманска. Курирует вопросы охраны здоровья детей, преподавания гражданской обороны, физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности. В начале 60-х гг. апробировал новые программы по начальной военной подготовке. Разработанная им мето­ дика проведения занятий получила высокую оценку спе­ циалистов. На протяжении 15 лет учил преподавателей военного дела, организовал первые областные военно- спортивные игры “Зарница" и “Орленок”, смотры школ по военно-патриотическому воспитанию учащихся, готовил команды школьников области для участия в зональных и республиканских соревнования юнармейцев. Был ини­ циатором областных научно-практических конференций по вопросам военно-патриотической работы, неодно­ кратно представлял область на республиканских конфе­ ренциях, педчтениях и совещаниях. В Октябрьском округе сумел сохранить традицию проведения игры “Зарница”. Команда округа не раз за­ нимала I место в играх Северо-Западной зоны. Разрабо­ тал оригинальную методику диагностирования здоровья школьников, собрал обширный информационный мате­ риал о деятельности учреждений образования в этом направлении. Ведет большую общественную работу. В облоно в течение ряда лет являлся секретарем партийной орга­ низации, в окружном отделе образования - бессменный председатель профсоюзного комитета. Награжден значком “Отличник народного просвеще­ ния”, Почетными грамотами Министерства просвещения РСФСР. ШОШИН АНАТОЛИИ АЛЕКСЕЕВИЧ (1944) Родился в пос. Лесозаводском Мурманской обл. После окончания в 1967 г. Ленинградского гос. педин­ ститута им. А. И. Герцена более 10 лет преподавал английский язык в школе № 9 г. Кандалакши. С 1977 по 1979 г. - директор ср школы № 15 пос. Нивский Кандалакшского р-на, директор ср. школы № 1 г. Мурманска. В 1979 г. назначен на должность зав. отделом образова­ ния Первомайского райисполкома г. Мурманска. В быстро развивающемся новом районе ежегодно от­ крывались новые школы и детские дошкольные учреж­ дения. Много внимания уделял формированию педаго­ гических традиций, внедрению педагогических иннова­ ций. В результате появились передовые школы, опыт которых получил известность. А. А. Шошин стал извест­ ным, авторитетным руководителем. Но административ­ ная работа не удовлетворяла его, хотелось работать непосредственно с детьми. В 1985 г. организовал в Октябрьском округе г. Мур­ манска первую в области специализированную школу № 40 с углубленным изучением иностранного языка, ставшую впоследствии гимназией № 1. Сбылась его давняя мечта как учителя английского языка о создании школы, в которой английский язык углубленно будут изучать дети моряков - будущие мореплаватели. Уда­ лось на практике реализовать идею образовательного учреждения, в котором гуманистические отношения яв­ ляются определяющими в образовательном процессе. В феврале 1997 г. назначен начальником областного управления образования. Главным для него на этом посту стали поиски решения сложных управленческих проблем по ресурсному обеспечению региональной системы образования. Кризисная ситуация в начальном профессиональном и частично в общем образовании требовала принятия экстренных мер по сохранению сети образовательных учреждений, упорядочению финанси­ рования системы образования, учебно-методическому оснащению учебного процесса, по обеспечению единого образовательного пространства в регионе. В этих целях была проведена реорганизация структуры управления образованием, пересмотрены его функции, разграниче­ ны полномочия федеральных, региональных и муници­ пальных органов управления образованием. Комитет по образованию взял на себя часть функций федеральных органов по управлению средним и высшим профессио­ нальным образованием. Несмотря на многочисленные трудности в экономике, социальной сфере, комитету по образованию областной администрации под его руково­ дством удалось удержать ситуацию под контролем, про­ должить совершенствование учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях. С июня 2000 г. - на пенсии. Заслуженный учитель школы РФ. ШПИКИНА АННА ВАСИЛЬЕВНА (1942) Родилась в Ровенской обл. В 1966 г. окончила Ровен- ский гос. пединститут. С 1976 г. работает в должности директора Дома детского творчества им. А. Торцева г. Мурманска. Ее большой опыт практической работы, высокий профессионализм, деловые качества способствовали созданию работоспособного, творческого коллектива. Коллегиальность в руководстве коллективом, нова­ торский подход к реализации задач учреждения отлича­ ют стиль работы директора. В 1993 г. ей присвоена выс­ 229

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz