Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

Награжден медалями “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.”, “За освоение це­ линных земель”, “60 лет Вооруженных Сил СССР”, знач­ ками “Отличник народного просвещения”, “Отличник ГТО”, Почетной грамотой Министерства просвещения СССР. ЧЕРНЫХ ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА (1938-1980) Родилась в Псковской обл. Приехала на Север после оконча­ ния Московского гос. пединститута им. Н. К. Крупской. В течение 20 лет преподавала математику в школе № 5 г. Апатиты. Ее педагогическое кредо - нет неспособных учеников, в каждом можно и нужно найти все то, что может развить учитель. Реализовы­ вала свою идею, активизируя по­ знавательную деятельность уча­ щихся, выявляя их математическую одаренность, находя индивидуальные способы развития мышления детей, дифференцируя содержание образо­ вания. Умело сочетала индивидуальную работу на уроке с групповыми занятиями, вовлекая в процесс познания каждого ученика; активно использовала факультатив­ ные, кружковые занятия, внеклассные мероприятия, чтобы привить интерес к своему предмету, развить твор­ ческие способности учеников. Многие из них станови­ лись победителями и призерами городских и областных олимпиад, успешно выдерживали большие конкурсы при поступлении в вузы. Одной из первых в городе создала кабинет матема­ тики, установила тесный контакт с заочной математиче­ ской школой при Ленинградском ун-те, где училось не­ мало ее учеников. Награждена орденом “Знак Почета”. ЧЕРНЫХ РОЗА МИХАЙЛОВНА (1935) Родилась в Свердловской обл. В 1957 г. окончила историко-фило­ логический факультет Казанского гос. пединститута С 1957 по 1972 г. работала в ср. школе № 16 г. Мурманска учителем истории, обществоведения, органи­ затором внеклассной и внешколь­ ной работы, зав. учебной частью школы. С 1972 по 1980 г. - зам. директора по учебно-воспита­ тельной работе ср. школы № 23 г. Мурманска. В 1980-1992 гг. - зав. кабинетом истории и обществоведения Мурманского областного ин-та усовершенствования учителей, в 1992- 1995 - гл. специалист лаборатории предметов гумани­ тарного цикла, зав. лабораторией предметов историче­ ского и обществоведческого цикла в Мурманском обла­ стном научно-методическом центре. С 1995 г. - зав. ка­ бинетом истории и обществоведения, методист, доцент кафедры гуманитарного образования, общественных дисциплин Мурманского областного ин-та повышения квалификации работников образования. Работая зам. директора в школах г Мурманска, про­ явила себя как творческий педагог, высококвалифициро­ ванный методист, организатор. Активно участвовала в формировании творческого коллектива педагогов- единомышленников, создала систему методической работы по повышению квалификации учителей: от шко­ лы молодого учителя до формирования научно- исследовательских микроколлективов по апробации усовершенствованных программ, учебно-методических пособий, разработке методических рекомендаций. Наиболее ярко творческие способности раскрылись, когда она стала зав. кабинетом истории и обществозна- ния Мурманского областного ин-та усовершенствования учителей (МОИУУ). В 1980 г. впервые в области созда­ ется гибкая система повышения квалификации учителей общественных дисциплин: наряду с традиционными квалификационными курсами стали широко практико­ ваться очно-заочные, проблемные, целевые, стажировка учителей на базе школы передового педагогического опыта, творческие встречи с учителями-новаторами России. Кабинет истории и обществознания МОИУУ становится исследовательской лабораторией по апро­ бации усовершенствованных программ, учебно­ методических пособий и учебников. Кабинетом были подготовлены учителя по новым дисциплинам "Человек и общество", "Право и политика", "Граждановедение", установлены тесные контакты педагогов с авторами программ и учебников по этим курсам. Результатами опытно-экспериментальной работы кабинета истории и учителей области она делилась на совместном засе­ дании лаборатории истории, обществознания и совета кабинета Центрального ин-та усовершенствования учи­ телей (г. Москва). Опыт был одобрен и рекомендован к распространению в учебных заведениях России. С 1984 по 1991 г. являлась членом совета кабинета ЦИУУ. В 90-е гг. организовала деятельность временных творческих коллективов педагогов по разработке нацио­ нально-регионального компонента содержания истори­ ческого образования. Имеет научные работы и публикации по проблемам обновления федерального и регионального содержания исторического и обществоведческого образования, вне­ дрения новых педагогических технологий. Награждена орденом "Знак Почета", значком "Отлич­ ник народного просвещения", Почетной грамотой Мини­ стерства просвещения РСФСР. ЧЕРНЫШОВ АЛЕКСЕЙ НИКИТОВИЧ (1941) Родился в Воронежской обл. Окончил Мурманское музыкальное училище по специальностям “Дирижер хора” и “Учитель пения”. С 1963 по 1992 г. работал в ср. школе № 17 г. Мончегорска учите­ лем музыки. Проводил уроки на высоком методическом уровне, умело вы­ деляя объем и содержание мате­ риала, комплексно используя новейшие технические средства и наглядные пособия. Успешно решал не только учебные задачи экспериментальной программы Д. Б. Кабалевского, но и реализовывал зало­ женные в них возможности нравственного и эстетическо­ го воспитания учащихся. Первым в городе стал вести интегративные уроки му­ зыки и ИЗО, совместные уроки с учителями литературы и истории. Его опыт был обобщен городским методиче­ ским кабинетом отдела образования в брошюре “Поиск обновления". С 1985 по 1992 г. кабинет музыки был одним из луч­ ших школьных учебных кабинетов школ города и облас­ ти. Его оснащение, оформление школы - это личный вклад учителя в развитие материально-технической базы городской системы образования. 224

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz