Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.
Награжден медалями “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.”, “За освоение це линных земель”, “60 лет Вооруженных Сил СССР”, знач ками “Отличник народного просвещения”, “Отличник ГТО”, Почетной грамотой Министерства просвещения СССР. ЧЕРНЫХ ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА (1938-1980) Родилась в Псковской обл. Приехала на Север после оконча ния Московского гос. пединститута им. Н. К. Крупской. В течение 20 лет преподавала математику в школе № 5 г. Апатиты. Ее педагогическое кредо - нет неспособных учеников, в каждом можно и нужно найти все то, что может развить учитель. Реализовы вала свою идею, активизируя по знавательную деятельность уча щихся, выявляя их математическую одаренность, находя индивидуальные способы развития мышления детей, дифференцируя содержание образо вания. Умело сочетала индивидуальную работу на уроке с групповыми занятиями, вовлекая в процесс познания каждого ученика; активно использовала факультатив ные, кружковые занятия, внеклассные мероприятия, чтобы привить интерес к своему предмету, развить твор ческие способности учеников. Многие из них станови лись победителями и призерами городских и областных олимпиад, успешно выдерживали большие конкурсы при поступлении в вузы. Одной из первых в городе создала кабинет матема тики, установила тесный контакт с заочной математиче ской школой при Ленинградском ун-те, где училось не мало ее учеников. Награждена орденом “Знак Почета”. ЧЕРНЫХ РОЗА МИХАЙЛОВНА (1935) Родилась в Свердловской обл. В 1957 г. окончила историко-фило логический факультет Казанского гос. пединститута С 1957 по 1972 г. работала в ср. школе № 16 г. Мурманска учителем истории, обществоведения, органи затором внеклассной и внешколь ной работы, зав. учебной частью школы. С 1972 по 1980 г. - зам. директора по учебно-воспита тельной работе ср. школы № 23 г. Мурманска. В 1980-1992 гг. - зав. кабинетом истории и обществоведения Мурманского областного ин-та усовершенствования учителей, в 1992- 1995 - гл. специалист лаборатории предметов гумани тарного цикла, зав. лабораторией предметов историче ского и обществоведческого цикла в Мурманском обла стном научно-методическом центре. С 1995 г. - зав. ка бинетом истории и обществоведения, методист, доцент кафедры гуманитарного образования, общественных дисциплин Мурманского областного ин-та повышения квалификации работников образования. Работая зам. директора в школах г Мурманска, про явила себя как творческий педагог, высококвалифициро ванный методист, организатор. Активно участвовала в формировании творческого коллектива педагогов- единомышленников, создала систему методической работы по повышению квалификации учителей: от шко лы молодого учителя до формирования научно- исследовательских микроколлективов по апробации усовершенствованных программ, учебно-методических пособий, разработке методических рекомендаций. Наиболее ярко творческие способности раскрылись, когда она стала зав. кабинетом истории и обществозна- ния Мурманского областного ин-та усовершенствования учителей (МОИУУ). В 1980 г. впервые в области созда ется гибкая система повышения квалификации учителей общественных дисциплин: наряду с традиционными квалификационными курсами стали широко практико ваться очно-заочные, проблемные, целевые, стажировка учителей на базе школы передового педагогического опыта, творческие встречи с учителями-новаторами России. Кабинет истории и обществознания МОИУУ становится исследовательской лабораторией по апро бации усовершенствованных программ, учебно методических пособий и учебников. Кабинетом были подготовлены учителя по новым дисциплинам "Человек и общество", "Право и политика", "Граждановедение", установлены тесные контакты педагогов с авторами программ и учебников по этим курсам. Результатами опытно-экспериментальной работы кабинета истории и учителей области она делилась на совместном засе дании лаборатории истории, обществознания и совета кабинета Центрального ин-та усовершенствования учи телей (г. Москва). Опыт был одобрен и рекомендован к распространению в учебных заведениях России. С 1984 по 1991 г. являлась членом совета кабинета ЦИУУ. В 90-е гг. организовала деятельность временных творческих коллективов педагогов по разработке нацио нально-регионального компонента содержания истори ческого образования. Имеет научные работы и публикации по проблемам обновления федерального и регионального содержания исторического и обществоведческого образования, вне дрения новых педагогических технологий. Награждена орденом "Знак Почета", значком "Отлич ник народного просвещения", Почетной грамотой Мини стерства просвещения РСФСР. ЧЕРНЫШОВ АЛЕКСЕЙ НИКИТОВИЧ (1941) Родился в Воронежской обл. Окончил Мурманское музыкальное училище по специальностям “Дирижер хора” и “Учитель пения”. С 1963 по 1992 г. работал в ср. школе № 17 г. Мончегорска учите лем музыки. Проводил уроки на высоком методическом уровне, умело вы деляя объем и содержание мате риала, комплексно используя новейшие технические средства и наглядные пособия. Успешно решал не только учебные задачи экспериментальной программы Д. Б. Кабалевского, но и реализовывал зало женные в них возможности нравственного и эстетическо го воспитания учащихся. Первым в городе стал вести интегративные уроки му зыки и ИЗО, совместные уроки с учителями литературы и истории. Его опыт был обобщен городским методиче ским кабинетом отдела образования в брошюре “Поиск обновления". С 1985 по 1992 г. кабинет музыки был одним из луч ших школьных учебных кабинетов школ города и облас ти. Его оснащение, оформление школы - это личный вклад учителя в развитие материально-технической базы городской системы образования. 224
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz