Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

ции у дошкольников интеллектуально-познавательных способностей обобщен, оформлен и признан одним из лучших в районе. В детском саду создан уголок граждан­ ского воспитания, в нем представлены российская сим­ волика, история родного края и пос. Видяево. По ее инициативе в ДОУ организован хореографиче­ ский кружок. Многие ее выпускники выступают теперь в студии бального танца “Ника” при Видяевской ср. шко­ ле. Ни один концерт не обходится без юных танцоров ДОУ № 41. Большое значение придает формированию у детей привычки к здоровому образу жизни, обучению правилам личной безопасности, умению вести себя в экстремаль­ ных ситуациях. Созданы авторские игры и апробирован цикл занятий “Умники и умницы”, “Водичка, водичка, умой мое личико”. Театральный кружок “Золотой ключик” показывает спектакли детям других садов. В ДОУ № 41 работает центр консультативной помощи детям, не посещающим сад. На базе Дома офицеров флота ведутся занятия для родителей по воспитанию детей в семье и подготовке их к школе. Под ее руководством в течение ряда лет эффективно работает творческая группа педагогов по проблемам раннего обучения детей грамотности и счету. Разрабо­ танные ею методические рекомендации, пособия, сце­ нарии праздников позволяют успешно развить у детей интерес к учебной деятельности. Щедро делится своим педагогическим опытом с кол­ легами. Это и творческие отчеты на днях педагогическо­ го мастерства, и вечера-развлечения по сказкам С. Я. Маршака, “Праздники-безобразники”, “Зов джунг­ лей”, “Праздник мира, дружбы и любви”. ЦЕЛИКОВА ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА (1960) Родилась в г. Мончегорске. В 1981 г. окончила факультет пе­ дагогики и методики начального обучения Мурманского гос. педин­ ститута. С 1981 г. работает в г. Мончегорске - комсоргом по школам, зав. отделом учащейся молодежи горкома комсомола. С 1984 г. - организатор вне­ классной и внешкольной воспита­ тельной работы, с 1992 - директор ср. школы № 5. Под ее руково­ дством педагогический коллектив начал работать по авторскому учебному плану с ориен­ тацией на профильную дифференциацию учащихся. В 1994 г. опыт школы по созданию комплексной системы урочной и внеурочной деятельности учащихся одобрен Мурманским областным управлением образования. Владеет методиками управления и прогнозирования педагогического процесса и применяет их в практической деятельности В 1995 г. под ее руководством разработана и внедре­ на в деятельность коллектива программа развития шко­ лы до 2001 г. В 1998 г. провела семинар для администрации школ города по теме “Планирование деятельности школы", посвященный пропаганде и распространению опыта планирования деятельности школы, прогнозирования ее результатов на диагностико-технологической основе. В 1995-1996 гг. возглавляла работу коллектива по про­ блеме “Условия повышения эффективности образова­ тельного процесса на основе применения современных образовательных технологий". В школе реализуются индивидуально-инновационная программа по развивающей системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова, программа по основам информатики и вычислительной техники, разработана и внедряется система экологического образования, профильных курсов. Педагогический коллектив добился стабильной успе­ ваемости, учащиеся занимают призовые места на город­ ских олимпиадах, спортивных соревнованиях. Ежегодно 73-83% выпускников поступают в вузы. Инициатор внедрения новых информационных тех­ нологий в процесс управления школой. В 1996 г. приняла участие в городском конкурсе “Педагогика успеха” по теме “Организация методической деятельности школы”. В 1998 г. заняла I место, выступив с обобщением опыта по теме “Психологические основы управления”. В 1997 и 1998 гг. школа становилась лауреатом Всерос­ сийского конкурса “Школа года”, а ее директору было присвоено звание “Директор года”. Учащиеся школы неоднократно становились победи­ телями научного конгресса молодежи и школьников “Молодые исследователи Севера”. Три человека - ди­ пломанты международного научного конкурса “Шаг в будущее”. Школа № 5 завоевала звание “Школа века - 2000”. Награждена Почетной грамотой Мурманского област­ ного управления образования. ЦОЙ РОЗА ВЛАДИМИРОВНА (1939) Родилась в Чечено-Ингушской АССР. В 1963 г. окончила Чим­ кентский гос. пединститут им. Н. К. Крупской. Работала учителем математики в Кабардино-Балкар­ ской АССР. С 1965 г. работает в школах Мурманской обл. - в пос. Африкан- да и г. Полярные Зори. Внесла заметный вклад в развитие систе­ мы образования г. Полярные Зори Став директором ср. школы № 16 (ныне - гимназия № 10), приложила максимум усилий, чтобы школа-новостройка с первых дней своего существования работала в режиме раз­ вития. Становление педагогического коллектива и коллекти­ ва учащихся проходило в условиях напряженной иссле­ довательской работы. Управленческая деятельность директора была связана с проведением ряда экспери­ ментов областного уровня: 1991-1992 гг. - эксперимент по внедрению 14-го варианта базисного учебного плана с усилением значимости предметов гуманитарного цик­ ла, введением раннего обучения иностранным языкам, расширением в учебном плане образовательной облас­ ти “Физическая культура”: 1993-1994 г. - эксперимент по отработке модели многопрофильной гимназии экологи­ ческого направления, который потребовал усовершенст­ вования управленческой структуры, создания атмосфе­ ры творческого поиска в коллективе. В процессе экспериментов создавались и внедрялись в учебный процесс авторские программы и учебники, изучались педагогические технологии развивающего обучения. Большое внимание уделялось подбору педа­ гогических кадров, повышению их квалификации, созда­ нию материально-технической базы. Длительное время школа сотрудничает с ведущими вузами С.-Петербурга. В школе проводились областные семинары для ди­ ректоров общеобразовательных учреждений. Ежегодно проводятся 2-3 городских семинара по наиболее значи­ мым научно-методическим проблемам обучения и вос­ питания учащихся. 222

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz