Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

комфортные условия для развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Совхоз “Тулома” и Мурманской тепличный комбинат увеличивали свои мощности, соответственно росло и население поселка В 1980 г. к действующему детско­ му саду пристроили еще один корпус на 6 групп. Теперь уже в детском саду воспитывалось 340 детей. В 1981 г. (впервые в районе) здесь был открыт класс шестилеток и начался эксперимент по обучению детей 6-летнего возраста. С 80-х гг. дошкольное образовательное учреждение № 16 значилось в списке лучших детских садов района и более 25 лет его бессменно возглавляет Н. Я. Харла­ мова. За эти годы подготовлено и выпущено более 800 детей. Для воспитанников ДОУ созданы и функциониру­ ют фотарий, зимний сад, детское кафе, медицинский блок с физио- и стоматологическим кабинетами; дети постоянно посещают бассейн Мурманского тепличного комбината. В 1994 г. детский сад № 16 перешел из ведомствен­ ной подчиненности в муниципальную собственность Кольского р-на и Туломского территориального округа, но шефские связи с тепличным комбинатом и совхозом “Тулома” сохранились. Благодаря этим хозяйствам вос­ питанники ДОУ получают дотацию на детское питание, на столе малышей круглогодично свежие овощи и мо­ лочная продукция. С 1996 г. для детей, не посещающих детский сад, действует бесплатная группа по подготовке дошкольников к школе. В последние годы педагогический коллектив детского сада активно работает над возрождением русских на­ родных традиций и фольклора, сотрудничает с хором русской песни “Морошка” туломского Дома культуры. ХОДУКИН НИКОЛАЙ АФАНАСЬЕВИЧ (1944-1994) Родился в Харьковской обл. Окончил Киевское высшее ко­ мандно-техническое училище им. М. В. Фрунзе и Мурманский гос. пединститут по специальности “История”. В августе 1980 г. начал работать в Кицкой ср. школе воен­ руком, а затем учителем техниче­ ского труда. Это был творческий, ищущий человек, постоянно совершенст­ вующий свое мастерство. Его вклад в развитие Кицкой ср. школы огромен, особенно в создании, укреплении и развитии материально-технической базы школы, а также в разви­ тии детского технического и художественного творчест­ ва. Им были восстановлены учебные мастерские, по­ строен и оборудован гараж; своими руками он собрал школьный автомобиль. В 1987 г. под его руководством был открыт производственный цех в подвальном поме­ щении школы, а в 1992 г. состоялось открытие нового цеха. У него была мечта открыть на базе школы филиал профессионального училища и доводить трудовую под­ готовку учащихся до получения ими диплома о началь­ ном профессиональном образовании. Делился опытом работы со своими коллегами, не­ сколько раз в Кицкую школу приезжали учителя из Фин­ ляндии. В 1990 г. он сам ездил в Финляндию для обмена опытом. Все свое время отдавал школе, детям, прово­ дил большую внеклассную работу с учащимися по фор­ мированию практических навыков и умений. С помощью учащихся прекрасно оборудовал комнату боевой славы, школьные кабинеты, вестибюль. Принимал активное учатие в областном семинаре “Роль учителя труда в оформлении школы”, плодотворно работал над методической темой “Развитие познава­ тельных интересов учащихся на уроке и во внеурочное время”. Огромное трудолюбие, неиссякаемая энергия, твор­ ческое мышление, удивительная увлеченность своим делом - все это делало его личностью яркой, неорди­ нарной. ХОХЛИН НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ (1938) Родился в г. Мурманске. В 1960 г. окончил Государственный ордена Ленина и ордена Красного Знамени ин-т физической культуры им. П. Ф. Лесгафта и начал рабо­ тать в учреждениях образования области. Опытный, творчески подходя­ щий к своему делу учитель. В ср. школе № 19 г. Мурманска им сформирована и успешно действу­ ет система оборонно-спортивной работы, охватывающая все возрас­ тные категории, основанная на современных методах диагностики и прогнозирования физического и нравст­ венного состояния учащихся. Разработал и успешно внедряет программу спортивно-массовой работы совме­ стно с детско-юношеской спортивной школой № 3, дет­ ским домом № 5, детским садом № 32 и центром соци­ ально-психологической помощи. Школа № 19 получила диплом за участие во Всесоюзном конкурсе на лучшую постановку спортивно-массовой работы. Именно со школы № 2, где он преподавал, началось движение по созданию во дворах и при школах города хоккейных кортов. Много лет является бессменным руководителем ме­ тодического совета округа, возглавляет консультацион­ ный пункт для учителей физической культуры округа на базе школы. Был руководителем методического объеди­ нения учителей физического воспитания города. На протяжении 30 лет руководил детскими выездны­ ми лагерями труда и отдыха в Крыму. Был членом обкома профсоюза работников просве­ щения и высшей школы, членом городской федерации лыжного спорта. Участник 30 сверхмарафонских лыжных гонок, чем­ пион Всесоюзного Праздника Севера по лыжным гонкам среди юношей, чемпион области по футболу в составе команды "Судоверфь", чемпион области по русской лапте. Награжден значком "Отличник физической культуры и спорта", Почетной грамотой Министерства просвеще­ ния СССР. ЦАРЕВА ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА (1955) Родилась в г. Тбилиси. В 1975 г. окончила Ялтинское педучилище. 20 лет работает в дошкольных образовательных учреждениях За­ полярья Закончив курсы по программе “Радуга”, “Мы - земляне”, создает условия для использования в работе с детьми и других программ: “Детство", методики опережающего развития, ТРИЗ, валеологической программы “Здравствуй!”, парциаль­ ных программ “Наследие", “Приобщение к истокам рус­ ской народной культуры”. Последние годы трудится в детском саду № 41 пос. Видяево. Ее опыт гражданского воспитания и активиза­ 221

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz