Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.
комфортные условия для развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Совхоз “Тулома” и Мурманской тепличный комбинат увеличивали свои мощности, соответственно росло и население поселка В 1980 г. к действующему детско му саду пристроили еще один корпус на 6 групп. Теперь уже в детском саду воспитывалось 340 детей. В 1981 г. (впервые в районе) здесь был открыт класс шестилеток и начался эксперимент по обучению детей 6-летнего возраста. С 80-х гг. дошкольное образовательное учреждение № 16 значилось в списке лучших детских садов района и более 25 лет его бессменно возглавляет Н. Я. Харла мова. За эти годы подготовлено и выпущено более 800 детей. Для воспитанников ДОУ созданы и функциониру ют фотарий, зимний сад, детское кафе, медицинский блок с физио- и стоматологическим кабинетами; дети постоянно посещают бассейн Мурманского тепличного комбината. В 1994 г. детский сад № 16 перешел из ведомствен ной подчиненности в муниципальную собственность Кольского р-на и Туломского территориального округа, но шефские связи с тепличным комбинатом и совхозом “Тулома” сохранились. Благодаря этим хозяйствам вос питанники ДОУ получают дотацию на детское питание, на столе малышей круглогодично свежие овощи и мо лочная продукция. С 1996 г. для детей, не посещающих детский сад, действует бесплатная группа по подготовке дошкольников к школе. В последние годы педагогический коллектив детского сада активно работает над возрождением русских на родных традиций и фольклора, сотрудничает с хором русской песни “Морошка” туломского Дома культуры. ХОДУКИН НИКОЛАЙ АФАНАСЬЕВИЧ (1944-1994) Родился в Харьковской обл. Окончил Киевское высшее ко мандно-техническое училище им. М. В. Фрунзе и Мурманский гос. пединститут по специальности “История”. В августе 1980 г. начал работать в Кицкой ср. школе воен руком, а затем учителем техниче ского труда. Это был творческий, ищущий человек, постоянно совершенст вующий свое мастерство. Его вклад в развитие Кицкой ср. школы огромен, особенно в создании, укреплении и развитии материально-технической базы школы, а также в разви тии детского технического и художественного творчест ва. Им были восстановлены учебные мастерские, по строен и оборудован гараж; своими руками он собрал школьный автомобиль. В 1987 г. под его руководством был открыт производственный цех в подвальном поме щении школы, а в 1992 г. состоялось открытие нового цеха. У него была мечта открыть на базе школы филиал профессионального училища и доводить трудовую под готовку учащихся до получения ими диплома о началь ном профессиональном образовании. Делился опытом работы со своими коллегами, не сколько раз в Кицкую школу приезжали учителя из Фин ляндии. В 1990 г. он сам ездил в Финляндию для обмена опытом. Все свое время отдавал школе, детям, прово дил большую внеклассную работу с учащимися по фор мированию практических навыков и умений. С помощью учащихся прекрасно оборудовал комнату боевой славы, школьные кабинеты, вестибюль. Принимал активное учатие в областном семинаре “Роль учителя труда в оформлении школы”, плодотворно работал над методической темой “Развитие познава тельных интересов учащихся на уроке и во внеурочное время”. Огромное трудолюбие, неиссякаемая энергия, твор ческое мышление, удивительная увлеченность своим делом - все это делало его личностью яркой, неорди нарной. ХОХЛИН НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ (1938) Родился в г. Мурманске. В 1960 г. окончил Государственный ордена Ленина и ордена Красного Знамени ин-т физической культуры им. П. Ф. Лесгафта и начал рабо тать в учреждениях образования области. Опытный, творчески подходя щий к своему делу учитель. В ср. школе № 19 г. Мурманска им сформирована и успешно действу ет система оборонно-спортивной работы, охватывающая все возрас тные категории, основанная на современных методах диагностики и прогнозирования физического и нравст венного состояния учащихся. Разработал и успешно внедряет программу спортивно-массовой работы совме стно с детско-юношеской спортивной школой № 3, дет ским домом № 5, детским садом № 32 и центром соци ально-психологической помощи. Школа № 19 получила диплом за участие во Всесоюзном конкурсе на лучшую постановку спортивно-массовой работы. Именно со школы № 2, где он преподавал, началось движение по созданию во дворах и при школах города хоккейных кортов. Много лет является бессменным руководителем ме тодического совета округа, возглавляет консультацион ный пункт для учителей физической культуры округа на базе школы. Был руководителем методического объеди нения учителей физического воспитания города. На протяжении 30 лет руководил детскими выездны ми лагерями труда и отдыха в Крыму. Был членом обкома профсоюза работников просве щения и высшей школы, членом городской федерации лыжного спорта. Участник 30 сверхмарафонских лыжных гонок, чем пион Всесоюзного Праздника Севера по лыжным гонкам среди юношей, чемпион области по футболу в составе команды "Судоверфь", чемпион области по русской лапте. Награжден значком "Отличник физической культуры и спорта", Почетной грамотой Министерства просвеще ния СССР. ЦАРЕВА ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА (1955) Родилась в г. Тбилиси. В 1975 г. окончила Ялтинское педучилище. 20 лет работает в дошкольных образовательных учреждениях За полярья Закончив курсы по программе “Радуга”, “Мы - земляне”, создает условия для использования в работе с детьми и других программ: “Детство", методики опережающего развития, ТРИЗ, валеологической программы “Здравствуй!”, парциаль ных программ “Наследие", “Приобщение к истокам рус ской народной культуры”. Последние годы трудится в детском саду № 41 пос. Видяево. Ее опыт гражданского воспитания и активиза 221
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz