Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

труда, воспитывает потребность в непрерывном само­ образовании. Главными принципами обучения, характерными для ее опыта, являются дедуктивность и цикличность изуче­ ния материала с постоянным его усложнением, система­ тизация содержания крупными блоками, обобщение и сравнительный анализ различных методов решения задач. Ее учеников отличают высокая организованность, культура труда, грамотная математическая речь, умение анализировать, сравнивать и устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы. Большинство их проявляет устойчивый интерес к математике, активно работает в кружках, факультативах, успешно выступает на городских олимпиадах, участвует в различных кон­ курсах. Учителям школы и города хорошо известен опыт ее работы по проблемам “Формирование интереса к пред­ мету и развитие математических способностей через использование нетрадиционных форм обучения’’ и “Раз­ витие познавательной активности и творческой само­ стоятельности учащихся". Вызывает интерес созданный учителем авторский проект совместной деятельности классного руководителя, учащихся и родителей. Победитель областного конкурса “Учитель года - 2000”, участник аналогичного всероссийского конкурса в г. Москве. УСОВА РИММА ИВАНОВНА (1944) Родилась в Удмуртской АССР. С 1970 по 1982 г. работала учи­ телем химии, зам. директора по учебно-воспитательной работе в ср. школе № 12 г. Мончегорска, с 1982 г. - директор этой школы. Управленческое обеспечение инновационных образовательных процессов осуществляет через сотрудничество с научно-методи­ ческими и образовательными педагогическими центрами страны и ближнего зарубежья (свободным ун-том “Эврика”, Научно-исследовательским ин-том раз­ вития личности Российской академии наук, Институтом развития образовательных систем, Центром психологии и методики развивающего обучения в г. Харькове, педа­ гогическим центром “Эксперимент” в г. Риге и т. д.); орга­ низацию на базе школы традиционных коллективных курсов для учителей по актуальным темам дидактиче­ ской системы Д. Б. Эльконина - В В. Давыдова и ее учебно-методического комплекса; организацию работы новых служб в школе (психологическая, логопедическая, социальной защиты, межшкольный методический центр “Развивающее обучение”); создание системы работы с родителями, что сделало образовательные идеи при­ влекательными не только для учителей, но и для роди­ телей и учащихся; реализацию комплексной целевой программы “Элита" для одаренных детей, что привело к росту числа участников и призеров областных и город­ ских предметных олимпиад, конкурса “Интеллект”, ре­ гионального научного конгресса “Молодые исследовате­ ли Севера". Стиль работы руководителя изменил качество обра­ зовательного процесса: все учащиеся успевают, обеспе­ чена сохранность контингента. Решением правления международной ассоциации “Развивающее обучение" в мае 1998 г. школе присвоен статус “Школа развивающе­ го обучения”. Опыт управленческой деятельности представлялся по следующим направлениям: “Кадровое и учебно­ методическое обеспечение системы Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова"; “Преемственность преподавания по системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова в школах I и II ступеней”, "Организация внутришкольного управле­ ния”, “Модель школы развивающего обучения”, “Вариативные педагогические технологии". Награждена значком “Отличник народного просве­ щения”. ФИЛИМОНОВ ВИКТОР АЛЕКСЕЕВИЧ (1946) Родился в г. Мурманске. В 1969 г. окончил историко- филологический факультет Мур­ манского гос. пединститута по специальности “Учитель истории". Около 20 лет проработал в ком­ сомольских, партийных и совет­ ских органах. С 1990 г. - директор лицея № 1 г. Мурманска, одного из первых инновационных образовательных учреждений в области. Возглав­ ляемый им педагогический кол­ лектив придерживается в работе личностно-ориентированной концепции образования, исходя из долгосрочной стратегии развития школы и модели выпускника лицея. Многие педагоги ведут ис­ следовательскую работу, имеют индивидуальные и ав­ торские программы. В лицее создана атмосфера гума­ нистического стиля общения педагогического и учениче­ ского коллективов. Инициатор проведения окружных научно-исследо­ вательских конференций школьников. При его непосред­ ственном участии в лицее созданы “Евроклуб”, вечерняя школа для одаренных детей “Интеллект”. Последовательно решает вопросы укрепления мате­ риальной базы образовательного учреждения: в лицее действуют три компьютерных кабинета, подключенных к Интернету, оборудованы физическая и химическая лаборатории, оснащен тренажерный зал На протяжении всех лет существования лицея его выпускники показывают высокие и стабильные результа­ ты на выпускных и вступительных экзаменах в вузы страны. Награжден значком “Отличник народного просве­ щения”. ФИЛИЧЕВА РИММА АЛЕКСАНДРОВНА (1935) Родилась в Вологодской обл. В 1967 г. окончила Вологодский гос. пединститут. С 1969 г. работает зав. мето­ дическим кабинетом Ленинского округа г. Мурманска. Грамотный руководитель, уме­ лый организатор системы повы­ шения квалификации педагогиче­ ских и руководящих кадров. Воз­ главляет окружной методический совет, занимающийся проблема­ ми обновления содержания обра­ зования, методики обучения и воспитания учащихся и распространением передового педагогического опыта. Являясь творческой личностью, ведущим методистом области, основное внимание уделяет развитию профес­ сионального мастерства руководителей школ и учителей на основе выявления и изучения их конкретных запросов путем диагностирования. Созданная ею гибкая система непрерывного повышения квалификации, включавшая курсовое и межкурсовое обучение в Мурманском обла­ 219

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz