Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

Благодаря усилиям заведующей ясли-сад № 5 неод­ нократно становился победителем в социалистическом соревновании, занимал призовые места в районных и областных смотрах-конкурсах. Награждена медалью "За трудовое отличие", значком "Отличник народного просвещения". ТИХОМИРОВА ГАЛИНА ФЕДОРОВНА (1934) Родилась в г. Москве. В 1956 г. окончила дефектологический фа­ культет Московского гос. пединсти­ тута им. В. И. Ленина. После окон­ чания вуза была направлена в Мурманскую обл. Работала в Апа- титской вспомогательной школе. В 1961 г. переведена зав. учеб­ ной частью в Мончегорскую вспо­ могательную школу-интернат. Ста­ ла единственным дефектологом в школе. С первых дней основное внимание уделяла созданию сис­ темы методической работы, особенностям работы с аномальными детьми. Вскоре в школе был оформлен один из лучших в об­ ласти методических кабинетов. По результатам смотра методический и логопедический кабинеты были призна­ ны лучшими среди вспомогательных школ области. На базе школы стали проводиться областные семинары, получившие высокую оценку специалистов. Обеспечила необходимые условия для заочного обу­ чения молодых учителей на дефектологических факуль­ тетах институтов. Активно использовала такую форму повышения квалификации, как курсы в Мурманском об­ ластном ин-те усовершенствования учителей, участие в семинарах на базе других школ области, организация областных открытых мероприятий. Главные направления ее деятельности - обучение аномальных детей правилам поведения и развитие у них способности к социальной ориентации. С этой целью добивается создания условий для трудового воспитания в школе и на производстве, организует индивидуальное и дифференцированное обучение, осуществляет посто­ янный контроль за здоровьем детей, работает с шефа- ми-производственниками и т. п. Успешное решение всех этих задач во многом стало возможным благодаря высо­ кому уровню ее профессиональной компетенции. Награждена значком “Отличник народного просве­ щения”. ТОЛСТОВ ВИКТОР ПЕТРОВИЧ (1935-1998) Родился в Воронежской обл. В 1954 г. окончил Задонское пед­ училище. В 1958 г. стал учителем физ­ культуры школы N° 16, затем ср. школы № 17 г. Ковдора. В 1969 г. становится директо­ ром первой спортивной школы города. Под его руководством формировалась материально- техническая база школы, комплек­ товались кадры тренеров, создава­ лись первые лыжные трассы. Он был не только инициатором, но и руководителем строи­ тельства в городе первой освещенной лыжной трассы, а позднее и горнолыжной. Явился организатором и руководителем круглогодич­ ного тренировочного процесса. Разработал для него системы учебно-тренировочных занятий. На турбазе в г. Витебске в летний период организовал первый ла­ герь для воспитанников школы. Был организатором и руководителем всех туристских и спортивных соревно­ ваний в городе и районе для детей и взрослых. Ежегод­ но команда лыжников детско-юношеской спортивной школы выезжала на соревнования на приз "Самсон" в г. Петродворец и Красное Село. Лыжники ДЮСШ г. Ковдора становились абсолютными чемпионами Праздника Севера. Три воспитанника В. П. Толстова работают тренерами, пятеро - учителями физкультуры. ТОМБАХ СВЕТЛАНА ИВАНОВНА (1940) Родилась в г. Слуцке Белорус­ ской ССР. В 1965 г. окончила Ле­ нинградский финансово-эконо­ мический ин-т. В 1969 г. переехала в г. Мур­ манск, где работала преподавате­ лем Мурманской бухгалтерской школы, техникума механизации учета, Мурманского гос. пединсти­ тута. В 1983 г. защитила диссерта­ цию на соискание ученой степени кандидата экономических наук. В 1988 г. приглашена на должность зав. кафедрой общественных наук Мурманского област­ ного ин-та усовершенствования учителей В 1992 г. на­ значается проректором по финансово-экономической деятельности. Под ее руководством в деятельность института усо­ вершенствования учителей стали внедряться новые формы работы с педагогами и руководителями школ: “круглые столы’’, дискуссии, деловые игры, научно- практические и учебные конференции; была организова­ на стажировка преподавателей в университете г. Умео (Швеция). За время ее работы проректором была укреплена учебно-материальная база института: оборудованы ком­ пьютерные классы, во всех подразделениях института, на кафедрах установлены персональные компьютеры, множительная техника, технически оснащен редакцион­ но-издательский отдел. Одновременно решала пробле­ мы, связанные с открытием филиала института в г. Апа­ титы, обеспечением его мебелью и оборудованием. В феврале 1994 г. решением ученого совета Мурман­ ского областного ин-та повышения квалификации работ­ ников образования ей было поручено создать коммерче­ ский факультет, который открылся в марте того же года. Позднее он был переименован в факультет дополни­ тельного образования, а с 1996 г. реорганизован в Мур­ манский институт дополнительного образования, кото­ рый она возглавила в качестве ректора. ТОПАЛЬСКАЯ ТАТЬЯНА ДОРОФЕЕВНА (1935) Родилась в Рязанской обл. В 1954 г. окончила Зубово- Полянское педучилище, в 1969 - Мурманский гос. пед и н с ти ту т по специальности “Русский язык и литература”. С 1958 г. работает в учрежде­ ниях образования Мурманской обл.: в ср. школах № 12, 25, 17 - ст. пионервожатой, директором шко­ лы, директором Дома пионеров и школьников Первомайского р-на, методистом, школьным инспекто­ ром Первомайского роно. Незаурядные личные качества, умение увлечь и по­ вести за собой детский коллектив поставили ее в ряд лучших вожатых области и страны. Особенно яркой 216

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz